Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Тяжелая экономическая ситуация, существующая в нашей стране уже несколько лет, отражается в первую очередь на семейном благополучии. Лишь некоторое число семей смогло адаптироваться к новой ситуации. Страдают от этого, конечно же, дети. Бездуховность, равнодушие, жестокость и агрессивность взрослых ведут к деградации, одичанию детей и подростков из различных социальных слоев.
В ближайшее десятилетие в России ожидается уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста в связи с низким уровнем рождаемости. Остается острой проблема социального сиротства и детской безнадзорности. Также увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком.
В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей.
Проблема защиты прав ребенка существует не только в России, но и во всем мире, но для нашей страны она приобретает пугающие размеры. Нарушение прав детей стало особенно распространенным в последние годы.
Все вышесказанное обуславливает актуальность избранной для исследования темы.
Целью настоящей работы является исследование вопросов правового и организационного обеспечения и осуществления защиты прав несовершеннолетних в РФ.
Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:
- Рассмотрение и анализ содержания личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних детей.
- Исследование понятия защиты прав несовершеннолетних детей и структуры органов, ее осуществляющих.
- Анализ механизма защиты прав несовершеннолетних детей органами внутренних дел.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, исследующих проблематику защиты прав несовершеннолетних детей в РФ, а также общие вопросы семейного и гражданского законодательства РФ.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты о правах ребенка (Конвенция о правах ребенка, Пекинские правила и т.д.), законы и подзаконные акты РФ (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.).
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
- Личные неимущественные права несовершеннолетних детей
Семейный кодекс РФ[1] разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- право на защиту (ст. 56 СК РФ);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Одним из самых важных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Именно семья формирует полноценную личность и гражданина, именно в ней закладываются основы для дальнейшего развития. Семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Никакие общественные формы воспитания не могут заменить ребенку семью, даже неблагополучную. Обязанность по созданию в семье условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, лежит на родителях. Они ответственны за всестороннее обеспечение интересов своих детей.
Родительское правоотношение является сложным по своему содержанию и включает в себя:
1) отношения по материальному содержанию детей;
2) отношения, связанные с воспитанием детей;
3) отношения, связанные с образованием детей;
4) иные отношения, возникающие при реализации личных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей[2].
Субъекты этих правоотношений приобретают сразу всю совокупность прав и обязанностей, входящих в это правоотношение. «Возникновение прав и обязанностей не зависит от воли субъектов. Права и обязанности для субъектов родительского правоотношения возникают с момента рождения ребенка. Нельзя "отложить" их наступление, отсрочить, перенести на другое время и т.д. Все эти права и обязанности характеризуются как первоначальные»[3].
Специфика детско-родительских отношений заключается в том, что они существуют на основе нравственных норм, при этом и родители, и дети должны руководствоваться правилами, закрепленными в правовых нормах. Семейное законодательство содержит большое число норм, регламентирующих отношения между родителями и детьми, значительное их количество связано с воспитанием последних.
Отношения между родителями и детьми «основываются преимущественно на любви родителей к детям - любви невольной, бессознательной, чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка... Если мать радуется улыбке своего ребенка, то потому, что любит его, а не потому, что улыбка младенца содержала какое-либо объективное основание для счастья: не радует же ее улыбка чужого ребенка... Но так как отношения между родителями и детьми представляют и внешнюю сторону, а все внешние отношения поддаются юридическим определениям, то законодательство считает своей обязанностью регламентировать их, тем более что хотя и редко, но встречаются случаи, когда законы физиологии и законы нравственности не обеспечивают достаточно надлежащие отношения между родителями и детьми»[4].
Регламентация семейных отношений направлена на упорядочение отношений по воспитанию, надлежащее воспитание подрастающего поколения, удовлетворение потребностей родителей в личном общении со своими детьми и потребности ребенка иметь условия для духовного и физического развития, обеспечение принципа равенства мужчины и женщины в семейных отношениях, формирование чувства ответственности за семью и за воспитание ребенка[5].
[1] Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Российская газета. - N 17. - 27.01.1996.
[2] Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие / И.А. Дубровская. – М.: ГроссМедиа, 2008. – С. 131
[3] Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР / Е.М. Ворожейкин. - М., 1972. - С. 17.
[4] Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2 / Д.И. Мейер. - М., 1997. - С. 375.
[5] Нечаева А.М. Семья и закон / А.М. Нечаева. - М., 1980. - С. 101.