Введение
- Становление и развитие гражданского права с IX до начала XX века
1.1 Древнерусские правовые документы как источники гражданского права
1.2 Гражданско-правовые институты периода империи
- Гражданское законодательство периода социализма
2.1 Гражданский кодекс рсфср 1922 года
2.2 Гражданский кодекс рсфср 1964 года
- Гражданское законодательство в постсоветской России
Заключение
Литература
Несмотря на исторический аспект гражданско-правовой тематики настоящей работы, выбранная тема сегодня весьма актуальна. Так, становление и укрепление правового государства в России усиливает интерес к истории государства и права страны, начиная с древнейших времен и до наших дней. Учитывая активное развитие законотворческого процесса в Российской Федерации в последние годы, исследование юридического быта и правовой культуры предков приобретает важное практическое значение.
Изучение гражданского права выявляет его важнейшую служебную роль в реализации экономической и социальной политики государства. Никаких сомнений в общественной значимости и необходимости дальнейшего развития гражданского права, совершенствования всех его институтов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, не вызывает. Исторический экскурс помогает создать представление о роли, месте гражданского права в укреплении правовой основы государственной и общественной жизни.
ХI-XIII в.в. - это становление феодальной вотчины за счет земель крестьянских общин с их относительно свободным населением, зависящим от феодального государства. Специфика периода феодальной раздробленности Руси – временное ослабление политического единства при сохранении культурной и идеологической общности. Важными факторами развития России XVII в. были рост поместного и вотчинного землевладения, постепенное слияние поместий и вотчин, а также заметное включение феодальных владений в систему товарно-денежных отношений. Крупнейшим достижением русской историко-правовой науки является конкретизация и развитие положений о сословно-представительной, а затем абсолютной монархии в России. Соборное Уложение 1649 г. и законодательные акты XVIII в. являются важными правовыми памятниками соответственно сословно-представительной монархии и периода становления и расцвета абсолютизма в Российском государстве. Правовые источники XVIII в. несут большую самостоятельную историческую нагрузку. История права предстает в тесной связи с развитием социально-экономического и политического строя России.
XIX век явился в истории России периодом экономических, социальных, политических переворотов, что нашло свое отражение и в праве. Противоречия в решении тех или иных проблем жизни государства, обусловленные отсутствием совершенной правовой системы, предопределили необходимость создания Свода законов Российской империи, который, несмотря на ряд изменений, действовал до 1917 г. Свод законов Российской империи и последующие нормативные акты явились следующим закономерным этапом в развитии права вообще и гражданского права - в частности. Эта система российского права дожила в своей основе до последних дней Российской империи.
Начало ХХ века – период великих социальных потрясений: череда революций привела к смене политического строя, коренному изменению государственного устройства и соответственно законодательства. Двадцатые годы были периодом интенсивной кодификационной работы. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года как главный источник гражданского права просуществовал до принятия следующего Гражданского кодекса РСФСР 1964 года - кодификационного акта эпохи развитого социализма. 1990-е годы стали переломной вехой в развитии государства: распался СССР на самостоятельные государства, изменилась законодательная база. Кодификационным актом гражданского права стал Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья), принятый в 1994 г., 1996 г. и 2001 г. соответственно[1].
Основная цель настоящей работы – изучить и представить гражданское право в историческом ракурсе с древности до современности.
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА С IX ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
1.1. Древнерусские правовые документы
как источники гражданского права
Древнерусское государство и его исторические преемники имели достаточно развитую правовую систему. В дохристианскую эпоху кодификации законодательства не было. Высшим законом был личный суд Великого князя. С введением христианства на Руси получают распространение византийские нормативно-правовые положения, прежде всего Номоканон (часть положений которого продержалась практически без изменений до XVII века).[2] В то же время, византийские нормы и вся принесенная византийская правовая культура достаточно быстро адаптируются к местным условиям, особенно в области общегражданской, появляется собственный русский правовой свод – Русская Правда..
С полным основанием Русская Правда рассматривается как важный и всеобъемлющий источник изучения такой важной отрасли русского права, как гражданское право. Сложившись в центре русской жизни под влиянием княжеской власти, Русская Правда как памятник раннего русского феодального права отражает генеральную линию развития институтов гражданского права и адекватна своему времени.
До наших дней дошло более ста списков Русской Правды (кодекс Киевской Руси), которые представлены в трех основных редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной из Пространной[3]. Самая древняя – Краткая Правда (1054 г.), состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей и Урока мостников. Пространная Правда, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Сокращенная редакция появилась в середине ХV в. из переработанной Пространной редакции.
Источниками кодификации были нормы обычного права и княжеской судебной практики.
Русская Правда – важнейший памятник древнерусского права, дающий представление о становлении русского гражданского права и его развитии. В Русской Правде применяется казуальный, или формальный способ обработки материала: из реальной жизни или правового источника (обычая, судебной практики, византийского права) брался конкретный казус, решение которого Русская Правда определяла сама. При этом имел место двойной мотив решения: сугубо формальный, догматический (как гласит закон) и религиозно-нравственный (по справедливости)[4]. Вместе с тем в Русской Правде уже наметился чисто «формальный», сословный подход: для разных социальных групп устанавливаются разные закрепленные в законе права.
Несмотря на то, что Русская Правда разделяла грань между гражданским и уголовным правом, но самостоятельной отрасли гражданского права еще не было. Интересно то, что многие нормы Русской Правды за нарушение гражданско-правовых обязательств одновременно применяли две формы ответственности – уголовную и гражданскую[5].
В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает разные институты в области вещных и обязательственных прав. Закон защищает права собственности и владения, закрепляет неприкосновенность феодальной собственности, регулирует права пользования и распоряжения имуществом. Вместе с тем она еще не знала термина для обозначения права собственности, но уже отличала это право от права владения.
Русская Правда различала три вида земельной собственности: вотчину, княжеский домен и поместье, первые из которых передавались по наследству, а третье – нет.
Русская Правда знала довольно развитую систему договоров: уделяла внимание договору займа, регламентировала куплю-продажу, хранение, личный найм, но не говорила об отношениях мены и имущественного найма, хотя они существовали в Древнерусском государстве. Договоры заключались в основном устно в присутствии свидетелей, и ответственность по договорам была личной, без возложения на кого-либо иного.
Наиболее разработанной является сфера обязательственных правоотношений. Русская Правда отражала институт обязательств, вытекающих из договоров и из причинения вреда; последние считались преступлением. За невыполнение обязательства должник отвечал своим имуществом, а иногда и личной свободой.
Закон регулировал разрешение споров по долговым обязательствам, предусматривал упрощенное судопроизводство по делам о торговой ссуде, решал недоразумения, возникающие при сдаче товара на хранение.
Вместе с тем в области обязательственного права сохранился ряд древних архаических элементов. Так, спор о принадлежности имущества разрешался иногда посредством «ордалия»[6] (суда божьего); при невозможности выполнить имущественное долговое обязательство наступала личная кабальная ответственность (выдача головой истцу); при заключении негодной сделки (свободного человека с холопом), когда одна из сторон договора лишена дееспособности, отсутствовала компенсация[7].
Русская Правда подробно регламентировала наследственное право, различая два вида наследования: по завещанию и по закону. Завещания носили в основном устный характер. В наследовании закреплялось преимущество младшего сына и приоритет законного порядка наследования над завещательным порядком. Право отца распоряжаться имуществом было неограниченным. Дочь могла претендовать на наследство после отца только при отсутствии братьев-наследников. Русская Правда закрепляет положение, что после смерти супруга вдова получает часть имущества.
Русская Правда – светский судебник, он создан светской государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, в основном не вторгаясь в церковную юрисдикцию, но в области наследственного права можно отметить ее соотношение именно с областью церковной компетенции.