Введение
Глава 1. Сущность конкуренции
1.1. Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной экономике
1.2. Виды конкуренции
1.3.Функции конкуренции
Глава 2. Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики
2.2. Значимость конкуренции в рыночной экономике
Глава 3. Конкурентоспособность России
3.1. Конкурентные преимущества и недостатки России
3.2.Перспективы развития внешней торговли России
Заключение
Список используемой литературы
В советский период в литературе преобладали негативные оценки конкуренции. Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали нас о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с победителями и без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Многих людей вообще пугало слово "конкуренция" - в ней виделся точь-в-точь безжалостный Молох, приносящий неисчислимые страдания (и смерть) сотням тысяч честных тружеников, но потворствующих небольшой кучке оборотистых (и не чистых на руку) бизнесменов, так сказать "дельцов", способных на любой простенок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения. Сегодня такие наивные представления о конкуренции основанные на элементарной неинформированности советских людей о подлинных реалиях конкуренции в странах с развитой рыночной экономикой, эксплуатируются разве что немногочисленными противниками быстрого перехода к рыночной экономике. Жизнь подсказала, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной ориентацией и обеспечивали движение вперед.
Человек совершает те или иные разумные действия только в том случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание избежать опасности, ответственности, получить благо и т.д. Экономика не является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому, что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не обеспечение жизненных элементарных потребностей, а получение максимально возможной прибыли. Возможность получения прибыли отдельно взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами, производящими те же товары, выполняющими работы того же типа, оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные условияпроизводства и реализации товара, т.е. в конечном итоге за более высокую прибыль. Это соперничество и является конкуренцией.
Таким образом конкуренция- это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.
Целью моей курсовой работы является: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её сущность, понятие, виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом, установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.
1.Актуальные проблемы рыночной экономики/Уч. пособие.-Чебоксары.- 1995.c.64
2.Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса.-СПб.-1992.c.87
3.Рыночная экономика:Основы бизнеса-Т.2 ч.1.-М.-1992.c.54
- Журнал “Коммерсант - Деньги” № 43 от 03.11.99
- Ежедневник “Коммерсант" от 10 ноября 1999 года
- Стародубровская И. От монополизма к конкуренции.-М.-1990 c.34
- Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. А. И. Добрынина. – Спб.: c.76
- Портер. М Международная конкуренция. М.:1994 c.31
- Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994 c.66
- Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.
- Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФА-М, 1999.
- Газета финансовые известия (Интернет-версия)
- А.Резникович Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 31.
- А.Резникович Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 32.
- См. А.Багров Президент сказал новое слово // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 28.
19.Майкл Портер «Конкуренция» 2000 г c.23
- (2) Г.З. Щербаковский «Внутренний механизм конкуренции и конкурентные силы» 1997 г.c. 41
- Г.З. Щербаковский «Внутренний механизм конкуренции и конкурентные силы» 1997 г.Под редакцией А.И. Архипова «Экономический словарь» 2000 г c.87