Одним из неотъемлемых атрибутов современной общественной жизни, а также фактором, который стимулирует дальнейшие глубинные трансформации в политике, экономике, культуре и быте, является реклама.
Внешние признаки проникновения рекламы почти во все сферы человеческой жизнедеятельности очевидны [2]: наполнение рекламными сообщениями жизненного пространства людей; использование в их повседневных разговорах рекламных терминов; открытие в высших учебных заведениях специальностей по подготовке специалистов рекламного профиля; появление новых социально-профессиональных групп – разработчиков рекламных технологий.
В то же время, вхождение рекламы в жизнь общества характеризуется и более глубинными процессами – формированием нового содержания жизненных интеракций людей, а также регламентацией новых ценностных ориентаций и стереотипов поведения, как в отдельных социальных группах, так и в обществе в целом.
Именно поэтому актуальным является выявление причин, которые обуславливают усиление социальной направленности рекламно-коммуникационной деятельности, а также формирование способов воздействия на эту деятельность в условиях постоянно углубляющегося социума, чему будет способствовать достижение цели данной научной статьи, а именно – исследование особенностей рекламно-коммуникационной деятельности как продукта социально-экономического развития современного общества.
- Характеристика современной рекламно-коммуникационной сферы в контексте тенденций развития общества
Рекламно-коммуникационная сфера представляет собой сектор экономики, функционирование которого связано с предоставлением рекламных услуг и производством рекламной продукции [9]. Этот сектор охватывает специализированные компании, которые оказывают рекламные услуги, а также компании, которые действуют в смежных отраслях, производят или участвуют в производстве рекламной продукции (полиграфия, средства массовой информации и тому подобное). Вместе они формируют особенный рекламно-коммуникационный рынок, который в условиях современной парадигмы конкуренции (с преимуществом инновационной и брендинговой политики [8]) играет в рыночной системе особенную роль.
Рекламно-коммуникационная сфера, таким образом, – это, с одной стороны, инструмент управления экономической активностью на рынке, а с другой стороны – источник экстерналий, которые обуславливают возникновение многочисленных внешних эффектов (позитивных и негативных), существенно влияют на экономическую активность без какого-либо дополнительного вмешательства. Наконец, рекламно-коммуникационная сфера – это большая отрасль экономики, она является источником бюджетных поступлений, обеспечения занятости, спроса на товары и услуги, то есть является важным элементом экономической системы национальной экономики и ее хозяйственного механизма.