Массовая культура - это «часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью»[1]. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.
Возникновение массовой культуры закономерно, так как она заняла то место, которое раньше традиционно принадлежало фольклору. Она переняла у своего предшественника многие жанры, при этом переосмыслив их содержание и трансформировав в соответствии с новым видением мира.
Массовая (популярная) культура, как видно из названия, обращается к широкой публике, стремясь отвечать вкусам и пристрастиям большинства. Но в то время как cultura popular не только была популярна в народной среде, но и возникала как результат творчества простолюдинов, современная популярная культура представляет собой индустрию, в которой работают профессионалы. И хотя появляются на телевидении такие программы, как «Шанс», в которых на эстраду выходят буквально люди с улицы, все же и сами ведущие, и участники, и известные исполнители подчеркивают, что для того, чтобы стать популярным певцом, требуется прежде всего профессионализм, причем не только от того, кто выступает на сцене, но и от «команды», обслуживающей шоу – режиссеров, звукооператоров, осветителей и т.д. С другой стороны, такая передача позволяет хотя бы поверхностно познакомиться зрителям с механизмом «изготовления» эстрадных исполнителей. Само появление подобной программы свидетельствует о том, что в эстрадном бизнесе такие механизмы существуют и работают достаточно эффективно[2].
Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры, поэтому тема моего эссе представляет определенный аспект актуальности.
Массовая художественная культура «достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического»[3]. Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п.