Курсовая работа|Экономическая теория

Совершенствование регулирования цен и доходов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 51

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и   доходов

1.1. Сущность государственного регулирования цен и доходов

1.2. Антимонопольная политика государства, цели и задачи

1.3. Причины государственного регулирования цен и доходов

Глава 2. Методы государственного регулирования цен и доходов

2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов

2.2. Механизм взаимодействия органов государственной власти в области государственного регулирования цен и доходов

Глава 3. Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов

3.1. Зарубежный опыт регулирования цен и доходов

3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен и доходов 

Заключение

Список литературы

Многолетняя хозяйственная практика показала, что в условиях развитой экономики всегда сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства. В первую очередь это отрасли повышенного народно-хозяйственного и социального значения, естественные монополии. Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. В частности объектом государственного регулирования выступают цены и оплата труда. Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.

Для решения главной на сегодня задачи – предотвращения спада производства, его стабилизации и оживления необходимо государственное установление и регулирование цен не только на продукцию естественных монополий, но и на продукцию других монополий, сохраняющихся в значительном количестве в эконо­мике России.

Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования в курсовой работе выступает процесс государственного регулирования в экономике, в качестве предмета выступает процесс регулирования цен и доходов со стороны государства.

Цель курсовой работы – на основе анализа теоретических основ и механизмов государственного регулирования цен и доходов разработать основные мероприятия по совершенствованию государственного регулирования цен и доходов в Российской федерации.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

- раскрыть сущность государственного регулирования цен и доходов;

- определить основные цели и задачи антимонопольной политики государства;

- определить причины государственного регулирования цен и доходов;

- рассмотреть нормативную базу государственного регулирования цен и доходов;

- раскрыть механизм взаимодействия органов государственной власти в области государственного регулирования цен и доходов;

- рассмотреть зарубежный опыт государственного регулирования цен и доходов;

- определить возможности и перспективы государственного регулирования цен и доходов.

Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

При написании курсовой работы были использованы труды отечественных авторов по проблеме государственного регулирования цен и доходов, а также данные, представлены на официальном интернет-сайте Федеральной службы по тарифам Челябинской области.

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов

1.1. Сущность государственного регулирования цен и доходов

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения микроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций) и некоторыми другими методами [4, с.22-23].

На конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке цена на товар под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос и предложение: при равновесной цене количество товара, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому про­давцами количеству. Но результаты функционирования свободного рынка приводят в восторг далеко не всех его участников. Потребители данного блага считают, что цена слишком высока и не позволяет каждому желающему удовлетворить свои потребности. В то же время производители данного вида блага считают, что цена, сложившаяся в результате конкуренции — сокращает доходы фирм. Правительство, видя сильное недовольство одной из групп, может принять решение о вмешательстве в ценообразование, тем самым, поддержав одну из сторон спора. В обычное время, данный спор решается с помощью нахождения равновесной цены, при которой количество предлагаемого товара соответствует количеству товара, которое желают приобрести потребители данного блага. Но иногда наступают такие времена, когда недовольство от сложившейся цены у одной из групп возрастает, а изменить её в виду сложившейся рыночной ситуации, сильной конкуренции, слабого спроса на данный вид товара и других факторов невозможно. Такая ситуация может возникнуть из-за военных действий на территории данного государства или из-за не урожайного года и многих других причин. В таких ситуациях правительство может устанавливать официаль­ный максимальный и минимальный предел цены, по которой можно будет продавать данный вид товара. Максимальный придел цены называют «потолком» (верхним пределом) цены, а минимальный придел цены называют «полом» (нижним пределом) цены. Давай­те подробно рассмотрим последствия каждого из решений.

Для начала рассмотрим нижний придел цены. Если минимальная цена ниже рыночной, то никаких серьёзных изменений не будет, если минимальная цена выше рыночной, то возникает ситуация изображённая на Рис.1.

Рис. 1. Минимальная цена (ценовой пол)

Установление такой минимальной цены может быть сделано по разным причинам. Например, для поддержания производителя в трудный период (неурожайный год) так как спрос на данный товар не эластичен по цене, то цена будет изменяться в зависимости от величины предложения. Пол цены позволяет сохранять доход производителя в период низких цен. При нижнем приделе цены на рынке возникает излишек, который государство может использовать для закупки товара, например зерна, особенно в период затоваривания рынка, который будет сохранён для продажи во время дефицита.

Устанавливание минимальной зарплаты призвано увеличивать заработную плату некоторым работникам, но вместе с тем увеличивает безработицу, так как иногда издержки фирмы на заработную плату будут больше, чем доход, который принесёт данный работник. В нашей республике минимальная заработная плата не очень высокая, по этому она не сильно влияет на занятость людей, но в некоторых странах она достигает $6 за час труда. Но установление потолка цены влечёт за собой появление излишка товара, происходит затоваривание рынка, а это, как известно, чревато печальными последствиями. Высокие цены могут уменьшить спрос до такой степени, что фирмам станет не выгодно изготавливать данный вид товара. Если фирма монополист то товар может исчезнуть с рынка, иначе, с рынка уйдут самые слабые, в финансовом отношении фирмы, и тогда спрос относительно остальных оставшихся фирм возрастёт. Такой контроль над ценами стимулирует неэффективную работу. Так как цены высокие, то фирмы могут почувствовать, что снизилась необходимости поиска новых технологий, снижения издержек (произойдёт торможение в развитии экономики) [5, с.77-78].

Не редко можно встретиться и с установлением верхнего придела цены (ценовым потолком). Если верхний придел цены установлен выше рыночной, то никаких серьёзных изменений не произойдёт, но верхний придел цены устанавливается для ограничения роста цены и устанавливается ниже цены рыночного равновесия. Как правило, это делается для поддержания беднейших слоёв населения и для установления справедливости распределения товара. Например, во время войны или голода правительство может устанавливать максимальные приделы цен на основные товары для того, чтобы бедные слои населения могли приобрести их. При уменьшении цены уменьшается и предложение, но спрос при этом возрастает а, следовательно, возникает дефицит. Складывающаяся ситуация на рынки изображена на Рис.2.

Рис.2. Максимальная цена (ценовой потолок)

Но, несмотря на старания политиков, о справедливости распределения товаров на рынке между потребителями говорить очень сложно. Так как на рынке возникает дефицит, то, товара всем не хватает, по этому образуются длинные очереди, начинает работать принцип «Кто первый пришёл, тому и досталось». Тогда государственные чиновники вводят талоны, на приобретение того или иного вида товара, чтобы первый пришедший не скупил всё что есть. Вместе с тем производитель получает меньше прибыли из-за того, что цены слишком малы, что непременно сокращает объём производства и усугубляет дефицит на данный вид блага. Государство может устанавливать различные льготы по налога обложению на данный вид товара. Но дефицит остаётся, и по этому продавцы могут распределять товары по определённому  принципу, например, только постоянным клиентам, по расовому признаку или землячеству. Возникает теневой рынок. Где товар продаётся гораздо дороже его законной стоимости. Государство не может контролировать такой рынок и теряет много прибыли с налогов теневой торговли.

  1. ПостановлениеПравительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 (в ред. от 09.03.2013 N 199) «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам
  2. ПостановлениеПравительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 204 (в ред. от 08.10.2012 N 1029) «Вопросы Федеральной службы по тарифам»
  3. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. – 2012. - №6. – С.7-10
  4. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2010. - №5. – С.21-23
  5. Булатов А.С.Экономика: учеб. пособие/ Булатов А.С.- 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Экономистъ, 2011.- 831с
  6. Бурмистрова Т. Основные тенденции антимонопольного регулирования условиях переходной экономики России // Производство и экономика. – 2010. -№ 5. – С.33-34
  7. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие/В.П.Васильев.-М.:ДиС,2010.- 172с.
  8. Вечканов Г. С. Микро- и макроэкономика: энциклопедический словарь/ Г. С. Вечканов.-2-е изд.- М.: Лань, 2008 .-354с.
  9. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. -20127.- №5. – С.4-6
  10. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2007 году //Вопросы экономики.- 2010. -№4. – С.11-12
  11. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие/И.В.Князева.- 3-е изд., стер.-М.:Омега-Л,2009.- 493с.
  12. Кучуков Р. Государственное регулирование: нацеленность на результаты / Р.Кучуков, А.Савка // Экономист. - 2010. - N - С.3-11.
  13. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. - 2011. - №11. - С.3-12.
  14. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 7 – С.16-17
  15. Николаева, Т.Е. Проблемы использования регулируемых цен в практике российских предприятий / Т.Е. Николаева // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2010. - №4 – С.7-8
  16. Павлов К.П. Оценка эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса / К.В.Павлов, И.Г.Андреев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - №6. - С.26-31.
  17. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы // Экономист. - 2012. - №5. – С.7-11
  18. Сироткин В.Б. Современные тенденции и проблемы экономического развития: учеб. пособие/В.Б.Сироткин. - М.: Высшая школа,2009. - 384 с.
  19. Станковская И. Экономическая теория: учеб. пособие/ Станковская И., Стрелец И. -3-е изд. – М.:Эксмо, 2010 - 448с.
  20. Токсанбаева, М.С. Неоднородность трудовых ресурсов в «зеркале» распределения заработной платы / М.С. Токсанбаева // Экономическая наука современной России. – 2009. - №1. – С.9-10
  21. Фетисов В.Д. О концепции программы антиинфляционной политики России на 2012-2015 годы // Финансы и кредит – 2011. - №39. – С.27-28
  22. Хиллман А.Л. Государство и экономическая политика: возможности и ограничения управления: учеб. пособие/А.Л.Хиллман.-М.: ГУ ВШЭ,2009.-879с.
  23. Ходов А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал. - 2010. - №1. – С.28-31
  24. Шишков Ю. Тернистый путь России в мировую экономику // Российский экономический журнал. - 2009. - №1. – С.15-19
  25. Шмелев Н. Экономика и общество // Вопросы экономики. - 2011. - №1. – С.19-21
  26. http://www.fstrf.ru/regions/region/74 - Официальный сайт Федеральной службы по тарифам Челябинской области

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское