Введение
Глава 1. Динамика и товарная структура импорта бытовой техники в Россию
1.1.Импорт бытовой техники из стран дальнего зарубежья
1.2.Импорт бытовой техники из стран СНГ
Глава 2 Особенности и проблемы развития импорта бытовой техники в РФ
2.1. Влияние на импорт бытовой техники государственной политики по расширению национального производства бытовой техники
2.2. Влияние на внутренний рынок бытовой техники ликвидации незаконного импорта бытовой техники
2.3. Пути совершенствования структуры импорта бытовой техники в РФ
Заключение
Список литературы
Основными факторами роста оборота рынка бытовой техники в РФ в последние годы являлись стремительный рост благосостояния населения и благоприятная макроэкономическая ситуация. Однако мировой финансовый кризис, ускорение темпов инфляции на потребительском рынке и замедление темпов роста денежных доходов населения привели к снижению оборота рынка бытовой техники. Несмотря на спад, российский рынок бытовой техники продолжает считаться самым перспективным и быстрорастущим в Европе.
Объём рынка бытовой техники составляет около 60% от общего объёма рынка бытовой техники и электроники.
Цель исследования рассмотреть особенности импорта бытовой техники в Россию в 21 веке.
Задачи исследования:
- рассмотреть импорт бытовой техники из стран дальнего зарубежья;
- исследовать импорт бытовой техники из стран СНГ;
- провести анализ влияния на импорт бытовой техники государственной политики по расширению национального производства бытовой техники;
- проанализировать влияние на внутренний рынок бытовой техники ликвидации незаконного импорта бытовой техники;
- предложить пути совершенствования структуры импорта бытовой техники в РФ.
Объект исследования - российский рынок бытовой техники.
Предметом исследований является методологические аспекты, касающиеся особенностей импорта бытовой техники в Россию в 21 веке
Метод анализа: мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных внешнеторговых изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результатов исследований DISCOVERY Research Group.
Соответственно информационная база исследования - печатные и электронные, деловые и специализированные издания; ресурсы сети Интернет; материалы компаний; аналитические обзорные статьи в прессе; результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств; экспертные оценки; интервью с производителями и другими участниками рынка; материалы отраслевых учреждений и базы данных.
Глава 1. Динамика и товарная структура импорта бытовой техники в Россию
1.1.Импорт бытовой техники из стран дальнего зарубежья
Потребительский рынок бытовой техники и электроники многообразен. Нам сейчас трудно представить себе нашу жизнь без стиральной машины, холодильника или плиты. И чем эти приборы более функциональны, тем приятней и легче становится работа на дому. Также следует понимать, что любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Главное же то, что все они приобретают товары, руководствуясь совершенно разными мотивами. Поэтому необходимо понимать, что при разнообразии спроса, да ещё в условиях конкуренции, каждый отдельный человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары и услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей.
Рынок бытовой техники и электроники в России является наиболее развитым розничным направлением, а потому и наиболее конкурентоспособным. Российским потребителям предлагается широкий спектр товаров.
По данным Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК, лидируют компьютеры и комплектующие, и сотовые телефоны, за ними следуют чайники, цифровая техника, холодильники и стиральные машины. Такая расстановка приоритетов, обусловливается высоким развитием компьютерной техники и сотовой связи. Каждая вторая семья раз в месяц покупает комплектующие изделия для компьютера, а сотовый телефон предпочитают менять раз в год. А вот, стиральные машины и холодильники можно долго не менять – это делают лишь, когда аппарат устаревает. По тем же данным, крупную бытовую технику меняют раз в 5-7 лет, мелкую – раз в 2-3 года.
По данным отраслевых агентств, расходы жителей России в 2007 г. на бытовую электронику достигли 5,4% общих затрат. Для сравнения: англичане потратили на бытовую технику 3%, японцы – 2,9%. Темпы прироста рынка бытовой техники в России в 2005 г. составили 25%, в 2006 г. – 17%, в 2007 г. – 15%.
Итак, данный вопрос будет рассматриваться с двух сторон: с одной стороны, иностранцы запускают свои производства в Россию, с другой стороны, российские предприниматели под иностранными именами занимают рынок техники и электроники.
С 90-х гг. XX века почти все крупные иностранные компании – производители бытовой техники и электроники поспешили заявить о намерениях запустить в России свои производства. Западные эксперты рассматривали российский рынок как исключительно перспективный. Иностранные производители вкладывали дополнительные инвестиции в маркетинг и рекламу. Однако наиболее показательным являлся тот факт, что большинство крупных компаний-производителей собиралось открывать в России свои производства.
Летом 2000 года компания Merloni купила у Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) завод холодильников «Стинол». Сумма сделки составила $ 120 млн., ещё $ 10 млн. было вложено в модернизацию производства. За это время на заводе был налажен выпуск холодильников марки Indesit. Затем стали производить стиральные машины под хорошо известной маркой Indesit, впоследствии под маркой Stinol.
Конкуренцию Merloni составила турецкая компания Beko, которая также стала производить стиральные машины и плиты. Сборочное производство Beko стало располагаться под Санкт-Петербургом.
Следующая компания, которая заняла место на российском рынке – это Philips. Она стала выпускать телевизоры разной диагональю на Александровском радиозаводе в Калининграде. Но в настоящее время сборку телевизоров в России осуществляют и другие компании. В частности, телевизоры Thomson собирают в Калининграде. На радиозаводах во Фрязино и Нижнем Новгороде собирают телевизоры для LG и Samsung.
Что до отечественных производителей бытовой техники, то для них приход на рынок крупных иностранных компаний, с одной стороны, означает возможные перспективы сотрудничества, а с другой - утрату конкурентных преимуществ по цене, поскольку почти все иностранные проекты ориентированны именно на дешёвый сегмент рынка. Поиск же путей сотрудничества требует от отечественных производителей несвойственной им гибкости.
А вот и другая ситуация, сложившаяся на рынке электроники и бытовой техники. Австрийская марка Vitek, немецкая Vigor и английская Scarlett имеют российское происхождение. Российские предприниматели зарегистрировали их в Европе и размещают заказы на зарубежных предприятиях. Им удалось под иностранными именами успешно занять среднюю ценовую нишу рынка малой бытовой техники, которая в среднем на 20% дешевле продукции зарубежных брендов. «Авторами этих марок являются представители российского бизнеса, которые создали их при финансовой поддержке гонконгских, индийских и китайских инвесторов»,- говорит Владимир Левченко, исполнительный директор компании «СВ» (компания владеет торговой сетью «Техносила»). Продукцию под торговой маркой Vitek, зарегистрированной в Австрии, с конца 1999 года в России продвигает компания «Голдер Электроникс». Техника производится на заводах в Малайзии, Китае, Гонконге, Турции, Италии, ЮАР и России. Торговая марка Vigor была зарегистрирована в 1990 году и принадлежит компании Reuter (Германия), в состав учредителей которой наравне с германскими гражданами входят и россияне. Интересы торговой марки Vigor с 2000 года представляет в России компания «Китальфа-РОН». О происхождении Scarlett известно, что эта торговая марка зарегистрирована в 1996 году и принадлежит английской компании Arima Holding, большая часть акций которой контролируется российскими гражданами. В России торговую марку Scarlett продвигает дочерняя структура Arima Holding. Техника под марками Vigor и Scarlett собирается на предприятиях в Юго-Восточной Азии.
В Китае и Гонконге много предприятий, чья продукция способна конкурировать с европейскими брэндами по качеству, но при этом гораздо более дешевая. Однако у российских покупателей давно сложилось предубеждение относительно качества китайской продукции. Таким образом, российские авторы «иностранных» торговых марок решили убить двух зайцев: предложить рынку дешёвую импортную технику с «автократическим» европейским происхождением. В принципе вся бытовая техника трёх рассматриваемых торговых марок по дизайну и функциональности похожа друг на друга, несмотря на то, что дизайном техники занимаются материнские иностранные компании.
Конечно же, многие из проектов были реализованы. Но сейчас на рынке бытовой техники сложилась сложная ситуация – рынок растёт не такими быстрыми темпами, как прогнозировали эксперты. Темпы прироста рынка в России в 2005 г. составили 25%, в 2006 г. – 17%, в 2007 г. – 15%. (www.marketing.unipack.ru). Фактически рост наблюдается лишь в сегменте «чёрной» бытовой техники (телевизоры и цифровая техника), он вызван развитием высоких технологий – появлением жидкокристаллических экранов, DVD, домашних кинотеатром. В сегменте «белой» бытовой техники (стиральные машины, плиты и холодильники), роста практически нет. Рынок насытился, покупатель стал более требователен и к качеству товара, и к уровню сервиса. Поэтому за потребителя разворачивается жесткая борьба, как среди федеральных, так и среди местных сетей.