Введение
Глава 1. Гражданско-правовая характеристика государственного контракта
1.1 Понятие и особенности правового регулирования государственного контракта
1.2 Стороны государственного контракта
1.3 Содержание государственного контракта
Глава 2. Особенности заключения и исполнения
государственного контракта
2.1. Порядок заключения государственного контракта
2.2. Особенности исполнения государственного контракта
Заключение
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов
В период перехода к рыночным отношениям договор поставки, как правило, заключается по свободному усмотрению сторон. Между тем для удовлетворения потребностей государства и общества необходимо создать такой правовой режим поставки товаров, который бы, с одной стороны, стимулировал принятие заказа государства, а с другой - обеспечивал государственное влияние на исполнение договоров, заключаемых для обеспечения государственных нужд.
Отказ от административно-плановых методов регулирования экономики не означает, что рынок и рыночные отношения развиваются стихийно. Просто на смену старым не оправдавшим себя методам регулирования пришли новые. К новым правовым механизмам следует отнести достаточно жесткое регулирование отношений по государственным заказам, введение нового вида договора - государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд.
Гражданский кодекс 1922 г. не выделял вообще договор поставки. Однако в 20-х гг. в переходный период наряду с ГК принимались законы о государственных подрядах и поставках. В частности, в 1923 г. был принят Закон "О государственных подрядах и поставках", согласно которому государственной считалась поставка, в которой заказчиком являлось государственное учреждение или государственное предприятие. Целью Закона была защита интересов государства[1].
Ту же цель при освобождении договора поставки от влияния плана преследуют и принятые в 1994-1995 гг. законы о государственных поставках. Эти законы выходят за пределы гражданско-правового регулирования, в них включены нормы о государственных органах, формирующих государственный заказ, о мерах экономического стимулирования принятия заказа и ряд иных норм. Именно поэтому потребовалось включение в ГК общих правил о порядке заключения и исполнения государственного контракта.
Поставка товаров для государственных нужд выделена в ГК в качестве отдельного вида договора купли-продажи (§ 4 гл. 30). Такие поставки осуществляются на основе двух самостоятельных договоров:
а) государственного контракта;
б) заключенного в соответствии с ним договора поставки.
Договору поставки товаров для государственных нужд предшествует государственный контракт.
В настоящее время на практике одной из наиболее острых и актуальных проблем остается применение Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также связанного с ним законодательства.
Несмотря на принимаемые федеральными органами власти меры по ужесточению контроля над выполнением требований законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, юридические лица и индивидуальные предприниматели завалили Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) жалобами на нарушения при проведении конкурсов по государственным закупкам. Так, в 2006 г. в ФАС России было подано более 2 800 жалоб на государственных и муниципальных заказчиков. Участников размещения заказов не допускали к торгам, задним числом извещали о проведении торгов, устанавливали неправомерные либо расплывчатые критерии оценки заявок и выбора победителей и т.д. Около 80% жалоб признаны обоснованными и в связи с этим выданы предписания и направлены предложения государственным и муниципальным заказчикам об устранении выявленных нарушений[2].
В целях совершенствования нормативной правовой базы и обеспечения единообразия в сфере закупок Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ внесены существенные изменения в Закон № 94-ФЗ, а также в Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.
Тем не менее многие спорные моменты остались неразрешенными до сих пор. Например, на практике нередко возникают споры о том, допустимо ли использовать при наименовании государственного или муниципального контракта термин "договор" либо необходимо всегда применять термин "государственный контракт".
В параграфе 4 главы 30 ГК РФ, регулирующем вопросы поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, используется термин государственный контракт. Под ним понимается соглашение, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). Хотя возможна и более сложная структура договорных связей - когда заключается государственный контракт, а на основании него заключается договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. В этом случае получателем продукции будет третье лицо, указанное государственным заказчиком.
Федеральный закон № 94-ФЗ вслед за ГК РФ оперирует лишь термином "государственный или муниципальный контракт". В связи с принятием указанного закона во многие другие федеральные законы были внесены соответствующие изменения, в соответствии с которыми термин "договор" везде был заменен термином "государственный контракт"[3].
Таким образом, целью моей курсовой работы является характеристика гражданско-правового положения государственного контракта в системе договорных отношений.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- Дать понятие государственному контракту.
- Определить особенности правового регулирования государственного контракта в системе договорных отношений.
- Раскрыть правовой статус сторон государственного контракта.
- Охарактеризовать основные положения государственного контракта
- Охарактеризовать особенности заключения и исполнения государственного контракта.
По структуре курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы и нормативно-правовых актов.
Глава I. Гражданско-правовая характеристика государственного контракта
- Понятие и особенности правового регулирования государственного контракта
Выделение поставки товаров для государственных нужд в отдельный вид купли-продажи преследует цель установление специального правового режима, учитывающего участие в этих отношениях такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство - Российская Федерация и ее субъекты (ст. 124 ГК). Сфера применения поставок товаров для государственных нужд определяется понятием таких нужд. В ГК не упоминаются муниципальные нужды, однако заказы для удовлетворения таких нужд существуют, что нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Кроме того, согласно ст. 3 этого Закона среди государственных нужд необходимо различать федеральные нужды и нужды субъектов РФ.
Отношения, связанные с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства, принято регулировать специальными актами гражданского законодательства. Специфика правового регулирования поставок для государственных нужд состоит в установлении специальных правил, направленных на стимулирование принятия заказа государства и обеспечение государственного влияния на исполнение таких договоров. Переход к рыночным методам регулирования экономики вызвал необходимость разработки ряда специальных законодательных актов в этой области.
Отношения по поставке товаров для государственных нужд регулируются: положениями § 4 гл. 30 ГК, посвященными этому договору и субсидиарно нормами о договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК); общими положениями о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Изданы специальные федеральные законы о поставках товаров для госнужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"; Закон о закупках; Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве"; Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. "О государственном оборонном заказе". Особое значение имеет Закон о размещении заказов. С момента вступления его в силу (с 1 января 2006 г.) иные федеральные законы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяются в части, не противоречащей этому Закону[4].
Поставка товаров для государственных нужд осуществляет на основании государственного контракта на поставку товаров для госнужд, а также договоров поставки товаров для госнужд, заключаемых между организациями - исполнителями заказа и потребителями товаров (п. 1 ст. 525 ГК). Таким образом, структура договорных связей в этой области может быть простой или сложной. В первом случае в соответствии с условиями госконтракта поставщик поставляет товары непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям. При этом поставщик не заключает каких-либо договоров поставки товаров с получателями. Во втором случае госконтрактом предусматривается прикрепление поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд.