Курсовая работа|Коммерческое право

Курсовая Договор франчайзинга

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.   ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Глава 2.  СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

2.1. Права и обязанности сторон договора коммерческой концессии

2.2. Коммерческая субконцессия

2.3. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии 

Глава 3. ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

3.1. Исполнение договора коммерческой концессии 

3.2. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) — новый для нашего гражданского права. Достаточно широкое распространение этого договора как в зарубежной, так и в отечественной предприни­мательской практике привело к необходимости его прямого законо­дательного закрепления (которое пока отсутствует даже в некоторых развитых правопорядках). Речь идет о возмездном приобретении одним предпринимателем (пользователем) у другого предпринимате­ля, обычно — у коммерческой организации со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией (правообладателя), права на использование принадлежащих ему средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау) о технологии соответствующего производства и об оказании консультационной и иной организационной помощи с тем, чтобы товары и услуги поль­зователя выступали на рынке в таком же виде, как и аналогичные товары и услуги правообладателя.

Таким образом, предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами-потребителями выступает под маской правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей себя на рынке соответствующих товаров или услуг. Своим клиентам он старается показать, что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичным результатам деятельности правообладателя и по воз­можности даже подчеркнуть, что эту услугу им фактически оказывает сам правообладатель. В действительности же такой пользователь, оставаясь независимым участником оборота, осуществляет самостоя­тельную предпринимательскую деятельность (хотя и под определенным контролем первоначального правообладателя).

Именно так, например, у нас и в других странах возникли дей­ствующие под вывеской известных компаний некоторые предприятия общественного питания (рестораны «Макдонаддс» и «Пицца-Хат»), гостиничного хозяйства (отели «Шератон», «Хилтон», «Холидей-Инн»), другие предприятия сферы обслуживания, производители многих пользующихся спросом потребительских товаров (обуви, одежды, бытовой техники и т.д.), нередко составляющие теперь объ­единенные соответствующей «вывеской» огромные международные сети производителей или услугодателей. Все они являются не дочер­ними компаниями или филиалами правообладателя, а действующими под его вывеской отечественными (национальными) предпринима­телями. Франчайзинг касается либо производства и сбыта товаров (Produkt Distribution Franchising), либо оказания услуг (Business Format Franchising). Обычно выделяют такие его разновидности, как произ­водственный франчайзинг, сбытовой франчайзинг и франчайзинг в сфере обслуживания, а иногда также и торговый франчайзинг[1].

Такие отношения весьма выгодны их участникам. Первоначаль­ный правообладатель расширяет границы своего влияния не только без каких бы то ни было дополнительных затрат (на открытие фи­лиалов, создание совместных или дочерних компаний и т.п.), но и получает прибыль в виде платы от пользователя, а также возможности контроля за его производственно-коммерческой деятельностью. Пос­ледний же выходит на сложившийся рынок в форме уже известного, зарекомендовавшего себя потребителям производителя или услутодателя, не неся при этом расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия, но используя сложившийся стабильный спрос на про­изводимые правообладателем товары или оказываемые услуги. Поэ­тому франчайзинг характеризуют как «удачный союз умной головы (правообладателя) и прилежной посредственности»1.

Вместе с тем здесь возникает проблема защиты интересов потре­бителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получе­ние товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемых первоначальным правообладателем. Потребитель не должен страдать от подмены (замены) одного услугодателя другим, использующим чужую вывеску. Кроме того, соглашения участников франчайзинга могут содержать и некоторые условия по существу монополистического характера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта соответствующих товаров или услуг. Учет этих обстоятельств составляет основу законодательного регули­рования института франчайзинга.

Цель работы – рассмотреть понятие и особенности договора коммерческой концессии, его предмет и содержание, а также права и обязанности сторон.

 

I. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

1. 1. Предмет и стороны договора

В современных зарубежных правопорядках термины франчайзинг и франшиза  используются для обозначения договоров, одним из основных условий которых является предоставление одним предпринимателем другому разрешения на коммерческое использование комплекса исключительных и иных прав.

В юридической литературе договор коммерческой концессии  нередко относят к договорам лицензионного типа, основываясь на том, что необходимым элементом его предмета является разрешение (лицензия) на использование исключительных прав, и в этом смысле указанный договор является средством их введения в экономический оборот.

Как известно, под лицензионным договором понимается такой договор, в соответствии с которым обладатель исключительного права (лицензиар) передает право на использование охраняемого объекта другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

В связи с этим договор коммерческой концессии нельзя рассматривать в качестве разновидности лицензионного договора, поскольку "в отличие от последнего франчайзинг дает возможность использовать не один определенный объект "интеллектуальной собственности", а комплекс объектов исключительных, а также иных имущественных прав. Кроме того, в лицензионных отношениях фактический изготовитель или услугодатель (лицензиат) всегда обязан так или иначе информировать о себе клиентов - потребителей и не вправе целиком скрываться под фирмой правообладателя (лицензиара).

О самостоятельном значении договора франчайзинга (франшизы), весьма далеком от обычных лицензионных договоров, свидетельствует и история возникновения данного типа договорных обязательств. Как отмечал Ю.И. Свядосц, договор о франшизе, широко вошедший в практику коммерческой деятельности лишь в 70-е гг. XX в. (хотя он был известен в США уже в 30-х гг. XX в.), первоначально рассматривался западной правовой доктриной как разновидность договора об исключительной продаже товаров, по которому продавец предоставляет покупателю исключительное право продажи товаров, являющихся объектом купли-продажи между ними, на определенной территории или указанной клиентуре. Покупатели по таким договорам призваны выполнять роль звеньев товаропроводящей сети и являются дистрибьютерами.

Специфика договора о франшизе, подчеркивал Ю.И. Свядосц, как разновидности договора об исключительной продаже товаров "определяется условиями о коммерческой, технической и организационной помощи привилегированному покупателю продавцом при продаже покупателем товаров и/или оказании услуг третьим лицам... По договору о франшизе продавец обязуется предоставлять покупателю коммерческую информацию о рациональных методах реализации товаров и/или услуг, ведения промысла, составляющих "ноу-хау" поставщика. Использование таких сведений направлено на оказание содействия покупателю в "продвижении" товаров и услуг. На достижение этой же цели направлено и предоставление продавцом на лицензионных началах прав использования объектов промышленной собственности"[2].

М.И. Кулагин также обращал внимание на то, что основной целью использования договора франшизы (для крупных товаропроизводителей) является создание системы распределения товаров. Он писал: "Практически полная зависимость розничного коммерсанта или небольшого предприятия обслуживания может быть установлена при помощи договора франшизы, по которому компания предоставляет другим лицам право использовать определенные торговые знаки, названия, символы для обозначения некоторых видов деятельности, продуктов или услуг... Фактически мелкие коммерсанты являются служащими, исполняющими указания корпорации. Однако сохранение их формальной самостоятельности выгодно для корпорации по ряду причин. Во-первых, корпорация освобождена по отношению к указанным лицам от соблюдения предписаний законодательства о труде и социальном обеспечении. Во-вторых, она не несет предпринимательского риска, связанного с деятельностью этих мелких коммерсантов. Наконец, иллюзия "независимости" заставляет мелкого коммерсанта трудиться с полной отдачей сил и старания"[3].

Законодательство и официальные документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 03.06.2006); часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 02.07.2006); часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 03.06.2006)

2. «Патентный закон Российской федерации» от 23.09.1992 № 3517-1

3. Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1"О товарных знаках, знаках  обслуживания  и  наименованиях  мест происхождения товаров"( в ред. от 11. 12. 2002 г., с изм. от 24. 12. 2002 г)

4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»// КонсультантПлюс

5. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2001 г. № БГ-3-09/730 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)».

Общая и специальная литература

1. Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (гл. 54) // ГК РФ. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маков­ского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 551.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002;

3. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1992. С. 385.

4. Граж­данское право России. Обязательственное право. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С. 702

5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 5-е изд. / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006.

6. Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. (Серия "Классика российской цивилистики"). С. 265 - 266.

7. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2005.

8. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 362.

9. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М., 2005;

10. Трахтенгерц Л.А. Квалификация договора о предоставлении права на использование охра­няемой коммерческой информации // Комментарий судебной практики. Вып. 10 / Под ред. К.Б. Ярошенко. М., 2004. С. 44—45

11. Шмиттгоф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Коммерческое право
2020 год 40 стр.
Особенности франчайзинга в гостиничной индустрии
antiplagiatpro
Курсовая работа Коммерческое право
2016 год 33 стр.
Договор оптовой купли-продажи

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское