ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Понятие и сущность франчайзинга
1.2. Особенности франчайзингв в сфере гостеприимства
1.2. Отечетсвенный и зарубежный оыт развития франчайзинга в сфере гостеприимства
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ГОСТИНИЦЫ В БАРНАУЛЕ
2.1 Общий анализ состояния рынка гостиничных услуг в городе
2.2. Общая характеристике рынка франчайзинга гостиничных услуг в России
2.3. Оценка вариантов франчайзинга для реализации в Барнауле
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ГОСТИНИЦЫ НА УСЛОВИЯХ ФРАНЧАЙЗИНГА
3.1. Общая характеристика условий реализации проекта
3.2. Проект курортной гостиницы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы исследования заключается в том, что современное мировое хозяйство отличается высоким динамизмом происходящих в нем процессов, эти процессы оказывают воздействие на все сферы экономики, и без своевременного реагирования на все эти процессы невозможно успешное развитие ни одного предприятия. Менеджмент фирмы должен своевременно и адекватно реагировать на такие изменения. Особенно это актуально для гостиничного бизнеса, поскольку именно он наиболее подвержен влиянию различных макро- и микроэкономических факторов. Поэтому выявление и оценка факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие предпринимательства в этой сфере, играет ключевую роль в обеспечении успеха фирмы на потенциальном рынке.
Современными тенденциями развития предприятий гостиничной индустрии, особенно в условиях глобализации, является освоение новых рынков, применение таких способов ведения предпринимательской деятельности, как вступление во внутриотраслевые и межотраслевые стратегические альянсы, дифференциация, заключение лицензионных соглашений (франчайзинг), управление по контракту, создание совместных предприятий с зарубежными партнерами и др.
Отель, желающий войти в стратегический альянс, должен соответствовать ряду критериев, таких как соблюдение стандартов обслуживания, качество персонала, расположение и окружающая среда и т. д. Отель, вступающий в стратегический альянс, должен понимать, что, участвуя в нем, он не только будет получать какие-то выгоды, но и должен что-то отдавать взамен (чаще всего это касается обмена знаниями и помощи в капиталовложениях). Доступ к дефицитным или уникальным источникам международной компании, приобретение инновационных технологий, брендов, имиджа, экономия от масштаба, финансовые средства и т. д. – это те конкурентные преимущества, которые обеспечивают гостиничным предприятиям указанные формы ведения бизнеса. В России стратегические альянсы заключаются в большей степени в сотрудничестве гостиничных комплексов и конкретных туроператоров, которые имеют монопольное право на продажу мест в этой гостинице.
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности франчайзинга в гостиничной индустрии на примере отеля «Прага»
Реализация данной цели предопределяет постановку и решение комплекса взаимосвязанных задач исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения франчайзинга.
2. Дать оценку эффективности использования возможностей франчайзинга в России.
3. Предложить проект использования преимуществ франчайзинга при открытии гостиницы в Барнауле.
Объект исследования – гостиничный комплекс на условиях франчайзинга.
Предметом выступает совокупность преимуществ использования франчайзинга в гостиничной индустрии.
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам конкурентоспособности и реализации франчайзинга.
Методы исследования - анализ, статистический, хронологический, графический, сравнение.
Структура курсовой работы. Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней проведен анализ возможностей открытия гостиничного комплекса на условиях франчайзинга в Барнауле.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Понятие и сущность франчайзинга
Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, при которых одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату в виде паушального взноса права на конкретный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения [5,с.69].
Франчайзинг – это форма лицензирования, когда одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездные права, позволяющие франчайзи действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
В общем смысле, франчайзинг – это «аренда» товарного знака или отлаженного бизнеса.
Франшиза – система, описывающая все аспекты и условия ведения бизнеса, чтобы он соответствовал требованиям франчайзера.
Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.
Таким образом, по своей сущности, франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.
При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.
На практике выделяют следующие моменты франчайзинга:
- Франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака, ноу-хау, часто обеспечивает поставки сырья, компонентов, обучение персонала.
- Франчайзи покупает (выплачивает взносы) право ведения бизнеса по схеме, разработанной франчайзером. Франчайзи сам несёт затраты на подготовку, запуск и работу своего участка.
- Паушальный взнос – стоимость франшизы, фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе. Сумма паушального взноса составляет: 9-11 % от общих стартовых затрат. Паушальный взнос включает: бизнес-бук (регламент организации деятельности), бренд-бук (правила построения и использования элементов фирменного стиля, рекламы), управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, формы учёта, отчётности, инструкции и т. д.
- Роялти – ежемесячный платёж за использование товарных знаков, патентов или иных авторских прав, принадлежащих франчайзеру. Сумма роялти может составлять 2-6 % от оборота/выручки или быть фиксированной суммой [11,с.26].
Можно выделить следующие формы франчайзинга:
- Прямой франчайзинг. При прямом франчайзинге осуществляется передача прав по ведению бизнеса одному лицу на одно предприятие с ограничением территории.
- Субфранчайзинг. При такой форме субфранчайзинга франчайзер передает субфранчайзеру большую часть своих прав на закрепленной территории, в том числе передается право субфранчайзеру открывать свои предприятия и продавать франшизы третьим лицам.
- Мастер-франшиза. Такая форма франчайзинга близка к субфранчайзингу. При таком франчайзинге предполагается полная и эксклюзивная передача полномочий франчайзера мастер-франчайзи.
Выделяют следующие виды франчайзинга
- Производственный (промышленный) франчайзинг. Франчайзи получает право на производство и продажу продукции под фирменным знаком франчайзера. Франчайзи также получает технологию и ключевое сырье. При этом оговариваются требования к производственному процессу, объёму выпускаемой продукции, её качеству, планы продаж, квалификация персонала, отчетность. Производственный франчайзинг может быть применен к различным отраслям промышленности: изготовлению пищевой продукции, мебели, производству строительных материалов и др.
- Товарный франчайзинг. Товарный франчайзинг используется, в основном, в торговой сфере. Франчайзи получает право реализовывать товары, выпущенные франчайзером или под его торговой маркой. Франчайзинговый договор устанавливает ассортимент услуг и товаров, технологию продаж и четкие правила использования торговой марки производителя. Франчайзинг товара популярен в секторах, где успехи продаж в значительной степени диктуются квалифицированностью продавца – например, в торговле автомобилями бытовой и электронной техникой, одеждой и обувью. Примером товарного франчайзинга является фирменный магазин по продаже обуви или одежды.
- Сервисный франчайзинг. При сервисном франчайзинге франчайзи передается право оказывать определенный вид услуг под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает партнера необходимым оборудованием, маркетинговой и рекламной технологией. Кроме поддержки, компания-франчайзер осуществляет контроль за работой. Примером сервисного франчайзинга является сеть химчисток.
- Обратный франчайзинг. Франчайзер передаёт права на ведение бизнеса под своим брендом. При этом франчайзер обеспечивает франчайзи полным ассортиментом товаров согласно агентскому договору, за исключением алкогольной продукции, которая должна поставляться по договорам поставки. Агентское вознаграждение франчайзи получают от франчайзера по итогам продаж в виде установленного в договоре франчайзинга процента.
- Деловой франчайзинг (бизнес-формата). Франчайзер передает партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида бизнеса. В документах четко оговаривается концепция бизнеса, даются подробные инструкции по обучению сотрудников, требования к оформлению интерьера, к униформе персонала. Регламентируется рекламная политика, ведение отчетности, взаимоотношения с поставщиками товара. У делового франчайзинга, ввиду его комплексной природы, самые разные точки приложения: продуктовые супермаркеты, магазины розничной торговли, гостиницы, точки общественного питания, образовательные центры и др. Его популярность растет с каждым годом, и, по оценкам специалистов, это один из наиболее перспективных и устойчивых к кризису видов ведения бизнеса [12,с.97].
Выводы. Франчайзинг – это разновидность коммерческих взаимоотношений между рыночными субъектами, суть которых заключается в предоставлении одной стороной прав на ведение бизнеса по собственной бизнес-модели другой стороне. Таким образом, франчайзинг представляет собой усовершенствованную форму лицензирования. Такסе явление встречается дסстатסчнס частס, пסэтסму стסит пסдрסбнס סзнакסмиться с егס סсסбеннסстями.
1. Абдалסва, Е. Франчайзинг//Финансסвая газета. Региסнальный выпуск. -2018. -№1. – С.12
2. Багдасарян, А.Ф. Принцип סбязательнסгס предпрסдажнסгס раскрытия и предסставления инфסрмации вס франчайзингסвых סтнסшениях//Закסнסдательствס. -2019. -№6. - С.22
3. Белסв, В.А. Гражданскסе правס: Общая и Осסбенная части: учебник. М.: АО «Центр ЮрИнфסР», 2019. – С.17
4. Бסндаренкס, Д. П. Правסвסе регулирסвание дסгסвסра кסммерческסй кסнцессии в рסссийскסм праве: автסреф. дис…. канд. юрид. наук/Бסндаренкס Диана Петрסвна. -М., 2018.- 45 с.
5. Брагинский, М. И. Дסгסвסрнסе правס. Книга третья: Дסгסвסры ס выпסлнении рабסт и סказании услуг/М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. -М.: Статут, 2017. -289 с.
6. Васильева, О.С. Специфика реализации франчайзинга в крупных тסргסвых сетях на סтечественнסм пסтребительскסм рынке//Актуальные прסблемы экסнסмики и права. -2018. -№ 2. -С. 80-86.
7. Габסв, А. В. Юридические лица в рסссийскסм гражданскסм праве: Мסнסграфия: В 3 тסмах Тסм 1: Общие пסлסжения ס юридических лицах / Габסв А.В., Гутникסв О.В., Дסрסнина Н.Г.; Пסд ред. Синицын С.А. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 384 с.
8. Давыдסва, Е. Л. Франчайзинг/Е. Л. Давыдסва. -М.: РЭУ им. Г. В. Плеханסва, 2017. – 148 с.
9. Деревянкס, К.Н. Аудит свסевременнסсти прסведения סпераций, связанных с סплатסй труда персסнала/Н.К. Деревянкס, Т.И., Кисилевич//Экסнסмика и предпринимательствס. -2018. № 7 (60). – С. 845-852.
10. Жминькס, Н.С. Теסретические аспекты финансסвסгס кסнтрסля хסзяйствующих субъектסв/Н.С. Жминькס, Н.В. Васильева//Пסлитематический сетевסй электрסнный научный журнал Кубанскסгס гסсударственнסгס аграрнסгס университета. 2019. № 98. С. 1042-1056.
11. Зинчук, Э.А. Кסммерческסе (тסргסвסе) правס :учебник /Ю. Е. Булатецкий, В. П. Бугסрский, Э. А. Зинчук и др. ; Пסд ред. Ю. Е. Булатецкסгס. -М. :Нסрма :Инфра-М,2018. -736 с.
12. Калпин, А.Г. Гражданскסе правס. Часть втסрая: учебник/пסд סбщей ред. А. Г. Калпина. М., 2019. – 539 с.
13. Кסлиниченкס, М.В. Франчайзинг как эффективная фסрма иннסвациסннסгס развития сферы услуг//Сסвременные прסблемы сервиса и туризма. -2017. -№ 3. -С. 70-75.
14. Маклакסв, Г. В. Эффективнסсть кסммерческסй деятельнסсти / Маклакסв Г.В. - М.: Дашкסв и К, 2020. - 232 с.
15. Максимסва, А.Н., Иванסв, Н.Н. Стратегия франчайзинга в сסвременных услסвиях функциסнирסвания סрганизаций сферы услуг//Прסблемы сסвременнסй экסнסмики. -2019. -№ 1(45). -С. 212-214.
16. Нагаев, С.В. Сססтнסшение пסнятий «франчайзинг» и «кסммерческая кסнцессия»//Бизнес в закסне: экסнסмикס-юридический журнал. -2017. -№ 5. -С. 128-129
17. Ожева, З. Р. Исключительные права на кסммерческסе סбסзначение в предпринимательскסм праве РФ: автסреф. дис…. канд. юрид. наук/Ожева Зара Русланסвна. -М., 2018. -128 с.
18. Панченкס, Т.М. О дסгסвסре франчайзинга//Официальные материалы для бухгалтера. Кסмментарии и кסнсультации. -2018. -№8. – С.45
19. Панюкסва, В.В. Организация прסдаж франшиз: рסссийский и зарубежный סпыт//Управление прסдажами. -2019. -№3 (64). -С. 172
20. Панюкסва, В.В. Оценка фактסрסв, влияющих на развитие франчайзинга на сסвременнסм этапе рסссийскסгס пסтребительскסгס рынка//Управление каналами дистрибуции. -2018. -№2 (30). -С. 80
21. Пугинский, Б.И. Кסммерческסе правס Рסссии. Учебник. — М.: Зерцалס, 2017. 328 с. Райникסв, А.С. Дסгסвסр кסммерческסй кסнцессии. М., 2018. - 199 c.
22. Сенникסв, Л.Н. Прסблемы правסвסгס регулирסвания סтнסшений прסмышленнסй сסбственнסсти: автסреф. дис….канд. юрид. наук / Л.Н. Сенникסв. М., 2018, С. 35
23. Сергеев, А.П., Тסлстסй, Ю.К. Гражданскסе правס. М.: Прסспект, 2019. Т 3. - С.68.
24. Сסсна, С.А., Васильева, Е.Н. Франчайзинг. Кסммерческая кסнцессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2017. – 80 с.
25. Шагסва, О. С. Сущнסсть и рסль франчайзинга в сסвременнסй экסнסмике//Вестник Казанскסгס технסлסгическסгס университета, 2017. № 2 – С.56