Рыночные отношения давно уже не обходятся без такого экономического процесса, как конкуренция, которая выступает главным механизмом развития рыночной системы. Роль конкуренции состоит в регулировании различных показателей производства, которые направляют производителей на разработку научно-технических достижений, чтобы увеличить показатели производительности и усовершенствовать систему труда работников.
Сущность конкуренции как основного фактора рыночной экономики состоит в упорядочении цен, а также стимулировании современных инновационных процессов. С помощью конкуренции осуществляется вытеснение из рыночной сферы непродуктивных предприятий, происходит рациональное использование ресурсов, осуществляется искоренение монополистов по отношению к покупателям.
Конкуренция, как один видов соперничества, пользуется разными методами и средствами. Так, первые методы не нарушают никакими способами, принятые нормы конкуренции, а вторые – постоянно вступает в противоречие с государственными принципами, и преследуют своей целью нарушение законодательства. Поэтому законодатель выделяет добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Суть отличия недобросовестной конкуренции является то основание, что она нарушает экономический рост в любой сфере государства.
С тех пор, как только появилось ремесленное дело и торговля, люди пытались бороться с недобросовестной конкуренцией, но явно эта проблема сформировалась только в период научно-технической революции, которая поспособствовала развитию рыночных отношений в значительных размерах, а также формированию крупных предприятий, которые в процессе борьбы друг с другом за потребителей часто используют методы недобросовестной конкуренции. Исходя из этого, тема о важности изучения методов по борьбе с недобросовестной конкуренцией не только для организаций, страдающих от данного явления, но и государством, для формирования стабильного экономического благосостояния страны, является актуальной.
Современный этап исследований проблем недобросовестной конкуренции характеризуется значительным количеством работ. Можно назвать следующих авторов: М.В. Залесской, В.И. Еременко, С.А. Паращука, К.Ю. Тотьева, Л.Е. Гукасяна.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с борьбой с недобросовестной конкуренцией.
Предметом выступают содержание и правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции.
Цель работы - комплексный анализ сущности недобросовестной конкуренции и средств ее пресечения.
Выявленная цель работы решается следующими задачами:
⎯ рассмотреть термин недобросовестной конкуренции;
⎯ выявить формы, определяющие недобросовестную конкуренцию;
⎯ определить возможные способы борьбы и средства пресечения недобросовестной конкуренцией;
⎯ изучить ответственность за использование методов недобросовестной конкуренции.
К методологической основе работы относятся общенаучные (анализ, индукция, формально-логический метод) и частно-научные методы (формально-юридический, системно-правовой).
В работе были использованы нормативные акты и научная литература в области правового регулирования недобросовестной конкуренции.
Структура и объем работы соответствует целям и задачам исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение и список использованных источников.
1 Понятие и формы недобросовестной конкуренции
1.1 Понятие недобросовестной конкуренции
В научных источниках, посвященных проблеме конкуренции, определяют три подхода к определению понятия конкуренции.
Сторонники первого подхода, относящиеся к отечественной школе, определяют конкуренцию как форму состязательности в рыночных отношениях. Второй подход характеризуется классической экономической школой, которая рассматривает конкуренцию как один из элементов рыночного механизма, устанавливающий спрос и предложение. Современная теория морфологии рынка выделяет третий подход, рассматривающий конкуренцию как критерий, с помощью которого формируется тип отраслевого рынка.
Так, анализируя первый подход более подробно, то можно отметить, что он сформирован на повседневном представлении конкуренции как о виде соперничества за лучший результат в любой из возможных ситуаций. Сформулировать типичные определения термина конкуренция можно следующим образом :
⎯ под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов или предпринимателей, в процессе, когда их самостоятельные действия продуктивно определяют возможности каждого из них влиять на основные условия передачи товаров в рыночных отношениях и участвуют в стимулировании производительности такой продукции, которая необходима для потребителей;
⎯ это есть вид состязательности в рыночных условиях в ходе отсутствия монополии;
⎯ форма честной экономической борьбы, в процессе которой при наличии одинаковых шансов у любой из претендующих организаций, победит такая, которая более предприимчивая;
⎯ определение конкуренции как соперничество между участниками экономического рынка за лучшие условия производства и продажи продукции.
Рассматривая советский период изучения конкуренции, то можно отметить ее отрицательный характер в целом. Тогда ученые рассматривали конкуренцию как антагонистический вид экономического соревнования частных производителей товаров. Расцвет изучения конкуренции приходится на период капиталистического способа производства, где в задачу конкуренции входит борьба за получение максимально большей прибыли. В свою очередь, следует отметить, что в тот период в процессе такой конкуренции идет массовое разорение мелких и средних производителей и происходит банкротства многих крупных предприятий.
Поздние труды поменяли точку зрения по отношению к конкуренции, так она стала определяться как вполне естественная черта, присущая всем рыночным отношениям. Здоровая конкуренция имеет положительное качество для потребителей, потому что для получения прибыли производителям, поставщикам товаров и продавцам необходимо удовлетворять качественно запросы покупателей.
Следует также рассмотреть классическую экономическую теорию, где конкуренция выступает как неотъемлемый элемент рыночных отношений. Важно отметить точку зрения А. Смита, который под конкуренцией понимал поведенческую категорию, в ходе которой индивидуальные продавцы и покупатели соперничают между собой в рыночных отношениях за более выгодные продажи и покупки. Конкуренция выступает той самой «невидимой рукой» рынка, где координируется работа его участников .
Что касается недобросовестной конкуренции, то в юридической литературе не сформулировано цельного понятия. Проблемный вопрос о том, что понимается под недобросовестной конкуренцией и как с ней бороться, до сих пор остается спорным.
Запрещение методов недобросовестной конкуренции установлено на конституционном уровне. Так статья 8 Конституции РФ обосновывает свободу экономической деятельности, а, например, п. 2 ст. 34 Конституции РФ не разрешает формы экономической деятельности, которые могут быть направлены на монополизацию и недобросовестную конкуренцию .
В свою очередь, термин недобросовестной конкуренции и его понятие, закреплено в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Так, согласно п. 9 статьи 4, под недобросовестной конкуренцией законодательство понимает любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на извлечение преимуществ, осуществляя предпринимательскую деятельность, которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, принципам добропорядочности, справедливости и допускают или могут допустить причинение убытков иным хозяйствующим субъектам – конкурентам или нанести вред для их деловой репутации .
Понятие недобросовестной конкуренции на международно-правовом уровне узаконено в пункте 2 ст. 10 Парижской Конвенции, которая закрепила, что актом недобросовестной конкуренции выступает любой акт конкуренции, который противоречит честным нормам в индустриальных и торговых сферах. В этой же статье в пункте 3 указано, что запрету также подлежат :
⎯ действия хозяйствующих предприятий, которые направлены на то, чтобы покупатель по ошибке принял предприятие, товары, или услуги этой компании за предприятие или услуги, являющегося деятельностью конкурентов;
⎯ наличие искаженных материалов при выполнении предпринимательской деятельности, которые могут компрометировать организацию, и товары конкурентных компаний;
⎯ запрещается употреблять в процессе коммерческой деятельности варианты обозначений, которые по разным причинам могут вводить в заблуждение покупателей касаемо способа изготовления, характеристик и использования товаров.
Таким образом, термин конкуренции настолько является многозначным, что нельзя охватить его каким-то универсальным понятием. Это можно назвать и вариант хозяйствования, и возможный способ существования капитала, где вид одного капитала соперничает с другим капиталом. Конкуренция может рассматриваться как основная специфическая черта, как форма товарного производства, так и фактор развития организаций. А также, что важно, конкуренции отводится роль стихийного регулятора общественного производства.
1.2 Формы недобросовестной конкуренции
Определяя природу недобросовестной конкуренции, следует отметить, что она собирает в себе различные действия, противоречащие закону, которые направлены на формирование преимуществ предпринимательской деятельности, в ходе которой причиняется ущерб для их деловой репутации организации и возможно нанести убытки.
Законодательством РФ установлен открытый перечень действий недобросовестной конкуренции, именно федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкретизирует формы недобросовестной конкуренции, которые осуществляются с помощью :
1) дискредитации, проявляющейся в распространении искаженных сведений, которые могут нанести убытки конкуренту или причинить ущерб его деловой репутации, также ложная информация в отношении качества товаров, способов и условий изготовления, результатов, которые должны быть достигнуты от использования товаров.
2) осуществление дезорганизации, которая также происходит по отношению качества и количества потребительского товара, условий, на которых товары и услуги предлагаются к продажам, в том числе учитывая цену данных товаров.
3) некорректного сравнения конкурентного производителя или его товаров с иными субъектами-конкурентов, происходящие в виде использования слов «лучший», «номер один», «единственный», «первый», а также иных слов или обозначений, которые могут создать впечатление о превосходстве товаров и услуг или хозяйствующего производства в целом.
4) определенных действий по продаже, обмену или иному введению в ход использование товара, если незаконно при этом использовались результаты интеллектуальной деятельности.
5) выполнения действий (бездействия), которые могут вызывать смешение с деятельностью субъекта-конкурента или с товарами или услугами, которые вводятся субъектом-конкурентом в оборот на территории России. Подобные действия могут проявляться в виде незаконного использования обозначений, тождественных товарному знаку, фирменному наименованию, которые продаются на территории РФ.
6) использования, разглашения информации, которая составляет предпринимательскую охраняемую законом тайну.
Следует выделить также 12 видов деятельности, которые определяют как недобросовестная конкуренция в развивающихся странах:
1) неправовое использование или раскрытие секрета конкурента, их тайных методов;
2) мероприятия, связанные с угрозой конкурентам исками о нарушении товарных знаков, в случае, если это осуществляется недобросовестно с целью противодействия конкуренции в торговой области;
3) выведывание производственных тайн конкурента с помощью шпионажа или подкупа его сотрудников;
4) осуществление бойкота торговли для недопущения конкуренции;
5) побуждение сотрудников конкурирующей компании к нарушению их контрактов, договоров с нанимателем;
6) создание такой рекламы, которая осуществляется с целью сравнения с товарами, услугами конкурентов;
7) проведение демпинга, проявляющегося в продажи своих товаров ниже себестоимости, где важно противодействовать конкуренции или снизить ее;
8) специальное копирование товаров, рекламы или иных свойств предпринимательской деятельности конкурента;
9) действия, направленные на подкуп покупателей конкурентов, которые исходят из цели привлечь их в качестве клиентов и сохранить их интерес на будущую признательность;
10) поощрение нарушений, ошибок в контрактах, заключенными конкурентами;
11) нарушение правовых положений, которые не имеют прямого отношения к конкуренции, для того, чтобы добиться неоправданного преимущества перед конкурентной компанией;
12) действия по формированию впечатления, с целью, чтобы предоставить потребителю право на покупку на крайне выгодных условиях, но на самом деле это не так.
Так как список актов недобросовестной конкуренции по ст. 14 Федерального