ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Понятие и цели аудита
1.2. Планирование аудита
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Необходимость проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности исследуемых предприятий
2.2. Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые могут быть
предоставлены аудируемой организации
2.3. Письмо о проведении аудита
2.4. Договор оказания аудиторских услуг
2.5. Планируемый уровень существенности
2.6. Общий план и программа аудита
2.7. Составить свод запланированных аудиторских процедур
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для успешной работы организации необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого является постоянно действующая система внутреннего контроля.
Аудиторская деятельность основывается на Федеральном законе РФ «Об аудиторской деятельности».
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта, осуществляемый компетентным независимым лицом.
Аудит направлен на снижение до приемлемого уровня информационного риска, то есть вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей.
Целью аудиторской проверки является подтверждение достоверности данных о наличии и движении имущества, установлении правильности оформления операций по движению имущества в соответствии с действующими нормативными актами РФ.
В ходе аудиторской проверки учета имущества ставятся следующие задачи:
- изучить положение учетной политики;
- проверить правильность и своевременность отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по движению имущества организации;
- проверить правильность и своевременность составления документов по движению имущества и обязательств;
- проверить правильность ведения аналитического и синтетического учета;
- проверить правильность отражения данных бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности организации.
Начиная проверку, аудитор знакомится с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок. Это позволяет выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Понятие и цели аудита
Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.
Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» так определяет понятие аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» следующим образом определяет аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость: под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.[1]
Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Аудитором согласно этому же закону является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее аттестат аудитора.
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
В таблице 1 дана примерная характеристика аудиторской деятельности.[2]
Таблица 1 – Характеристика аудиторской деятельности
Содержание аудиторской деятельности
|
Аудит
|
Сопутствующие аудиторские услуги
|
Другие виды проверок
|
Другие сопутствующие работы
|
Цель оказания услуг
|
Выражение мнения о достоверности отчетности
|
Обзор допущенных предприятием нарушений
|
В зависимости от вида сопутствующих услуг
|
Степень выборки
|
До 100% с учетом величины (уровня) существенности
|
В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком
|
Не установлена
|
Доказательства типичных нарушений
|
Аудиторские доказательства на все нарушения
|
Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация
|
-
|
Доказательства отдельных нарушений
|
Аудиторские доказательства
|
Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства
|
-
|
Уровень гарантии достоверности отчетности
|
Больший уровень гарантии
|
Меньший уровень гарантии
|
-
|
Формы отчета
|
Аудиторское заключение
|
Отчет аудиторской фирмы (аудитора)
|
Отчет аудиторской фирмы (аудитора)
|
Виды аудиторской деятельности
|
Аудиторская проверка
|
Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка
|
Другие услуги, разрешенные действующим законодательством
|
Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов, в конечном счете способствуют экономическому успеху клиента.
Цель аудита - конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целью аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать повышению доверия к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.