Курсовая работа|Информационные технологии

Курсовая Информационные технологии в образовании

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 39

Введение. 

Глава 1. Теоретический анализ понятия «информационные технологии» в образовании  

1.1 Сущность информационных технологий. 

1.2 Информационные технологии в образовании. 

1.3 Методический аспект использования информационных технологий в образовании  

Глава 2. Характеристика основных информационных технологий в системе образования  

2.1 Программированное обучение. 

2.2  Компьютерное обучение. 

2.3 Дистанционное обучение. 

Заключение. 

Список литературы. 

Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу.

Сравнительный анализ математической и естественно-научной подготовки учащихся 50 стран мира по данным Третьего международного исследования (Third International Mathematics and Science Study — TIMSS) показал, что самые высокие результаты как по математике, так и естествознанию имеют школьники Сингапура. Их показатели статистически значимо отличаются от показателей других стран, участвовавших в исследовании по математике (7—8-е классы) и естествознанию (8-е классы). К ним приближаются школьники Южной Кореи и Японии, а также Бельгии и Чешской Республики.  

Результаты российских школьников попадают в промежуточную среднюю группу. При этом, по заключению комиссии, анализировавшей данные исследования, наши школьники хуже владеют экологическими и методологическими знаниями; больших успехов они достигли в области владения фактологическим материалом — области, в которой требуется воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Нетрадиционная постановка вопросов для наших учащихся заметно снижала уровень их ответов. Что же касается умений интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь наши школьники были откровенно не на высоте. Именно эти умения демонстрировали школьники лидирующих стран.

Среди сформулированных рекомендаций наиболее существенными были следующие: усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла; изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в их повседневной жизни; изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, увеличение веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений; учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.

Решать все эти актуальные проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. Думается, в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические, и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Однако и кавалерийские наскоки здесь не годятся. Пока учитель не убедится сам в действенности того или иного подхода, той или иной технологии, он не сможет их применять адекватно, а следовательно, и эффективность от «административного» подхода к их внедрению будет весьма сомнительная.

В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи: обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания; развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса; создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

Исходя из сложившихся темпов компьютеризации отрасли непрерывного образования, а также учитывая неравномерность технологического компьютерно-сетевого обеспечения населения на дому, можно ожидать, что в самое ближайшее время указанные задачи в полном объеме и комплексно решены не будут.

Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Должны быть разработаны новые теории обучения, такие как конструктивизм, образование, ориентированное на студента, обучение без временных и пространственных границ. Для повышения качества образования предполагается также интенсивно использовать новые образовательные информационные технологии. Таким образом, актуальность данного вопроса определила выбор темы работы: «Информационные технологии в процессе обучения учащихся».

Цель работы: теоретически охарактеризовать основные информационные технологии, использующиеся  в процессе обучения учащихся.

Объект исследования: образовательные технологии.

Предмет исследования: информационные технологии в системе образования.

Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать литературу по теме работы;
  2. раскрыть сущность и содержание понятия «информационная технология»;
  3. охарактеризовать наиболее востребованные в образовании информационные технологии.

Методы исследования носят теоретико-ориентированный характер: анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

 

Глава 1. Теоретический анализ понятия «информационные технологии» в образовании

1.1 Сущность информационных технологий

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационные технологии" (ИТ). Данный термин связан с двумя понятиями: информация и технология. Прежде всего, обратимся к определению категорий "информация" и "технология" с позиций общенаучного и конкретно-научного знания.

Так, в большом энциклопедическом словаре [9,С.1200] "технология" (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова приводится следующее определение: "технология - это совокупность процессов, приемов обработки или переработки материалов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а также научное описание способов производства".

"Технология" (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.

Термин "информация" (от латинского "informatio" - разъяснение, изложение) определяется в большом энциклопедическом словаре  [9,С.455] следующим образом: первоначально - это сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо условных сигналов или с использованием каких-либо технических средств. С середины XX века понятие информации стало общенаучным. Этим понятием стали обозначать любые сведения, передаваемые: от человека к человеку, от человека к автоматическому устройству, от одного автоматического устройства к другому, от одной клетки живого вещества к другой, от одного организма к другому, от одной организации к другой и т. п.

"Информация" наряду с веществом и энергией относится к числу основных  составляющих мироздания. Именно информация составляет любой продукт мыслительной деятельности, в частности знания и образы.

В Федеральном законе «ОБ информации, информатизации…» данное понятие определяется следующим образом: "информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" [19].

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова существуют два определения: информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; информация - это сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего – нибудь. Потеевым М.И. [14,С. ], выделена следующая трактовка понятия: "информация - это сведения о состоянии каких-либо объектов, их предыстории и программах их дальнейшего существования, хранимые в их памяти, или видоизменяемые ими для достижения заданных или задаваемых целей, или передаваемые ими другим объектам".

Учитывая выше сказанное, термин "ИТ" определяют, исходя из совокупности рассмотренных выше понятий: технологии и информации.

В научной литературе существуют различные трактовки понятия "информационные технологии". Так, в "Энциклопедии профессионального образования" под ред. С.Я.Батышева [1,С.341], ИТ определены как способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является электронно-вычислительная машина (ЭВМ).

И.Г.Захарова [6,С.22] определяет два понятия: ИТ - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области и ИТ обучения - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Л.В.Луцевич дает следующее определение - "ИТ обучения - это технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики".

М.И.Жалдакова предлагает понимать под ИТ обучения совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

И.В. Роберт [2,С.25] определяет ИТ как практическую часть научной области информатики, представляющую собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.

  1. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006 - 703 с.
  2. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологиче-ская диагностика и новые информационные технологии. Санкт-Петербург. 2007.—203с.
  3. Васенин В.А. Российский Интернет и новые технологии в образовании: Докл. на Втором Междунар. конгр. ЮНЕСКО "Образование и информатика" М., 2006.
  4. Денисова А., Вихарев И., Белов А., Наумов Г. Интернет. Самоучитель. 2-е изд. – СПб. Питер. 2004.– 368 с
  5. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информ. технологии. 2006. № 2.
  6. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация: Докл. на пленар. заседании Второго Междунар. конгр. "Образование и информатика", 1 июля 2006 г., М., 2006.
  7. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. М.: Владос, 2008. 518 с.
  8. Колин К. К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития. М.: Наука, 2006. (Системы и средства информатики; вып.8).
  9. Колин К.К. Опережающее образование и проблемы информатики // Междунар. сотрудничество. М., 2006, № 2.
  10. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. 2-е изд. / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер –СПб. Питер, 2004. – 864 с.
  11. Кривошееев А. О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информ. технологии. 2006. № 2.
  12. Мур М. и др. Телекоммуникации. Руководство для начинающих. / Авторы: Мур М., Притск Т., Риггс К., Сауфвик П. - СПб.: БХВ - Петербург, 2005. - 624 с.
  13. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. –М.: Просвещение, 2004 – 496 с.
  14. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002 – 288 с.
  15. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 2009. С.21
  16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Научное издание "Большая российская энциклопедия". - 2002 г.
  17. Софронова Н.В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе общего образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 21 мая. http://www.eidos.ru/journal/2005/0521.htm.
  18. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. – М.: Март, 2003
  19. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". М., Российская газета, 22 февраля 2005.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Информационные технологии
2014 год 62 стр.
Курсовая Основы построения информационных систем и сетей, шифр 15 СибГУТИ
Telesammit
Курсовая работа Информационные технологии
2017 год 30 стр.
Курсовая Wi-Fi-сети в качестве объекта исследования компьютерно-технической экспертизы
Svetlana
Курсовая работа Информационные технологии
2019 год 23 стр.
Курсовая Разработка и администрирование интернет-магазина строительной компании
5df46877e4dee
Курсовая работа Информационные технологии
2018 год 31 стр.
Курсовая Сайт образовательного учреждения

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское