Введение
- Альтернативы развития предприятия
1.1. Понятие стратегии предприятия
1.2. Стратегические альтернативы развития предприятия
- Анализ конкурентных стратегий
2.1. Общие принципы формирования экономических стратегий
2.2. Основные конкурентные стратегии
- Формирование стратегии развития
3.1. Общая характеристика ООО «-»
3.2. Корректировка миссии и определение перспективных целей деятельности ООО «-»
3.3. Исследование факторов макро- и микросреды
3.4. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
3.5. Выбор стратегии предприятия
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Любая фирма формулирует свое предназначение в условиях определенного состава, структуры и состояния внешней среды, определяющие систему возможностей фирмы по удовлетворению определенных потребностей рынка. Внешняя среда, включающая микро- и макроуровень, формирует вполне определенную систему ресурсов (при их составом, структурой и качественными характеристиками), которыми может обладать предприятие для выполнения своей миссии.
Успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать рынок и от того, какую собственную позицию заняла фирма, стратегически продуманную или наиболее правильно выдающуюся: место, время, товар и его цену. Понимание сложных взаимодействий между стратегией фирмы и экономическими силами внешней среды на рынке позволяет оценить эффективность, с которой система конкурирующих предприятий обеспечивает благосостояние потребителей в целом.
Суть стратегического аспекта в управлении организацией заключается в обеспечении эффективной адаптации организации к изменениям ее внешней среды, поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Предметом исследования является совокупность практических проблем и принципов формирования определенной экономической стратегии.
Целью написания курсовой работы является анализ основных принципов формирования экономической стратегии предприятия для овладения практическими навыками формирования стратегии развития конкретного предприятия.
В процессе проведения исследования были использованы материалы внутренней отчетности предприятия, данные статистических справочников и материалы практикующих специалистов в области менеджмента и логистики, размещенные в периодических изданиях, монографиях, учебниках и электронных источниках.
1. Альтернативы развития предприятия
1.1. Понятие стратегии предприятия
Понятие стратегии занимает центральное место в теории стратегического управления. Этимологически слово «стратегия» происходит от давнегреческого языка: stratos – армия, войско; agos – я руковожу. Сначала оно определяло искусство или науку быть полководцем. Еще в древнем Китае в период между 480 и 221 гг. н.э. была написана книга, под названием «Искусство войны». Это древнее произведение свидетельствует, что уже тогда стратегия была неотъемлемым элементом мировоззрения людей, а в это понятие вкладывался такой смысл, который сегодня мы можем назвать нормой оптимального поведения.[1]
В древности считалось, и с этим нельзя не согласиться, что разработка стратегии является искусством одаренных личностей. Но столь безграничными и бесчисленными есть проявления человеческого таланта и художественного дара, что, наверное, никогда стратегии нельзя будет дать исчерпывающего определения. Она всегда будет иметь в себе много разных высказываний, определений, сведений, номинаций, выводов и т.п. Многогранность понятия стратегии обусловливает еще и то, что даже при незначительном изменении угла зрения на него изображения существенным образом меняется, и однозначное определение снова становится невозможным.
Определяющей для становления и развития стратегического управления была позиция И.Ансоффа, который развил концепцию стратегии на основе определения возможностей фирмы и направлений ее роста. Его концепция деловой или корпоративной стратегии, имеет четыре базовых компонента:
1) определение возможностей рынка изделия и его перспектив по развитию диверсификации;
2) разработка и детализация вектора роста или направления, в котором имеет место изменение возможностей;
3) выделение уникальных возможностей как рынков изделий, так и векторов роста, что Ансофф назвал конкурентным преимуществом;
4) достижение синергетического эффекта в результате сочетания компетенций фирмы.[2]
Кроме вклада А.Чандлера, К.Ендрю и И.Ансоффа, важными для теоретического обоснования стратегической концепции и, в частности. для определения понятия стратегии, в иностранной литературе 60-х и 70-х гг. содержатся и другие, достаточно разные, дефиниции и подходы к определению роли стратегии:
– Стратегия связана с распределением ресурсов;
– Стратегия – сочетание интегрирующих решений и действий;
– Стратегия всегда достигает определенной цели или результата;
– Стратегия может быть хорошей или плохой, но какой она является, зависит от наличия конкурентного преимущества;
– Стратегия приспосабливает организацию к внешней среде;
– Стратегия влияет на управленческую структуру фирмы;
– Стратегия охватывает и предпринимательскую, и управленческую деятельность;
– Стратегия используется на разных уровнях управления: корпоративном и деловом;
– Стратегия имеет сущностную и процессную стороны, есть различия между созданием стратегии и ее применением.[3]
Перечисленные и другие аналогичные определения сущности и назначения стратегии имели положительный характер; вместе с тем при их обработке создавалась определенная основа для дальнейшего развития теории стратегии, для перехода от индуктивной к дедуктивной последовательности в теоретических построение. Такой переход происходил в 70-е годы. Основные идеи, которые были привнесены в развитие понятия стратегии предприятия, заключались в:
– Отображении причин, которые объясняют результат, достигнутый предприятием;
– Установлении эмпирическим путем взаимосвязи между стратегией предприятия и его исходным состоянием;
– Объяснении наличия большого разнообразия предприятий, фирм, компаний и т.д. через разнообразие стратегий, используемых ими;
– Осмыслении и аналитическом представлении соотношения между различными бизнес-единицами определенного предприятия и др.[4]
За последние годы появился ряд публикаций, посвященных проблемам стратегического управления, в которых тоже представлено достаточно большое количество дефиниций понятий стратегии. По общим признакам эти дефиниции можно разбить на три группы. В первую группу входят такие определения, в которых стратегия рассматривается как средство, используемое предприятием:
– Стратегия – набор правил и приемов, с помощью которых достигаются цели развития предприятия;
– Стратегия – способ действий, который обусловливает вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения в достаточно длительном интервале.
По нашему мнению, акцентирование на, прежде всего, обеспечивающей функции стратегии не является корректным, поскольку в средствах, правилах, приемах, решениях и действиях содержится, естественно, в определенной форме та или иная цель. Средства и их использование не являются нейтральными относительно цели.
Достаточно распространенным являются определения, составляющие вторую группу, по которым стратегия выступает определенным плановым документом:
– Стратегия – объединенный план, который связывает все составляющие элементы фирмы и различные аспекты ее деятельности;
– Стратегия – план действий фирмы для достижения рыночного успеха и, где только возможно, приобретения конкурентного преимущества над фирмами-соперниками;
– Стратегия – долгосрочный план организации.[5]
Стоит обратить внимание на то, что нередко понятие стратегии трактуется именно в аспекте долгосрочности. По нашему мнению, период, на который определяется стратегия, является производной величиной и зависит от цели предприятия, сущности и объема стратегических действий, которые предполагаются к реализации. То есть можно сказать, что стратегия не является функцией времени, а прежде выступает функцией содержания, направления развития. В отличие от долгосрочных планов стратегия может быть пересмотрена в любой момент (экстремальная, но вполне возможна ситуация). Не дожидаясь конца планового периода стратегия может быть заново определена в связи с реализацией предварительной и т.д.