Введение
- Конституционные основы взаимоотношений парламента и правительства в зарубежных странах
- Юридические формы (средства) парламентского контроля за исполнительной властью в зарубежных странах (интерпелляции, устные вопросы парламентариев, парламентские расследования, парламентские слушания и др.)
- Вотум недоверия правительству: конституционные основания и процедуры
- Институт конструктивного вотума недоверия
- Процедура контроля за делегированным законодательством
Заключение
Список использованной литературы
Парламентский контроль – это контроль за деятельностью исполнительной власти.
Одна из форм государственного контроля. Носит общий политический и реже - административный характер.
Парламентский контроль над деятельностью правительства большое значение имеет в государствах с парламентской формой правления и полупрезидентских республиках. Главными методами и формами такого контроля являются постановка вопроса о доверии, резолюция порицания, интерпелляция, парламентские запросы, парламентское расследование.
В президентских республиках парламентский контроль над деятельностью правительства имеет гораздо меньшее значение. Основным средством контроля служит парламентское расследование, которое может повлечь (в исключительных случаях) применение процедуры импичмента.
В последние десятилетия все более важное значение приобретает парламентский контроль за соблюдением прав человека.
Особой разновидностью парламентского контроля является финансовый и финансово-экономический контроль, осуществляемый через специальные органы парламента: счетные палаты, счетные суды и т.п. Этот вид парламентского контроля носит административный характер.[1]
Парламентский контроль является непременным условием устойчивого конституционного строя. Практике конституционных государств известны несколько форм такого контроля:
- право законодательной власти утверждать бюджет;
- право выражать недоверие правительству;
- право давать согласие на назначение членов правительства;
- проводить парламентские расследования деятельности министерств и любых должностных лиц государства.
1. Конституционные основы взаимоотношений парламента и правительства в зарубежных странах
Парламентский контроль – это контроль парламента за деятельностью правительства.
Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парламент всегда, будучи высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями.
Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).
Эта функция и обусловленные ею определенные полномочия присущи практически всем парламентам независимо от форм правления, которые влияют лишь на объем данной функции. Она получает свое отражение в конституциях, законах и регламентах либо прямо, что, однако, нечасто, либо в виде процедурного регулирования.
Например, согласно ч. 1 ст. 169 Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 года Федеральное собрание осуществляет высший надзор за Федеральным советом (правительством) и федеральной администрацией, судами Конфедерации и иными носителями задач Союза. В ст. 62 болгарской Конституции сказано, что Народное собрание осуществляет законодательную власть и парламентский контроль. В германском же Основном законе мы подобных норм не найдем, хотя некоторые конституционные полномочия Бундестага (например, право создавать следственные комитеты согласно ст. 44 Основного закона), а особенно регламентные полномочия как самого Бундестага, так и депутатов позволяют эффективно контролировать политическую деятельность Федерального правительства в целом и каждого из его членов[2].
Объектом парламентского контроля чаще всего выступает исполнительная власть, но контроль этот может в отдельных случаях распространяться на главу государства, судебную власть, местное самоуправление, вооруженные силы и др. При этой контроль за исполнительной властью чаще всего носит политический характер , то есть обращен на политическую деятельность правительства и его членов (главным образом при парламентарных и смешанных формах правления), хотя, разумеется, осуществляется в юридических формах, тогда как в отношении остальных субъектов характер контроля – чисто юридический: если не удается установить нарушения каких-либо правовых норм, для подконтрольного органа, учреждения, должностного лица не может возникнуть никаких отрицательных правовых последствий.
В отдельных случаях объектом парламентского расследования может стать деятельность государственных и частных корпораций, а также определенных предпринимательских объединений (палат) в случаях, когда они осуществляют публичные функции.
Следствием парламентского контроля может стать отставка правительства (при парламентарных и смешанных формах правления) или отдельных должностных лиц, причем в отношении последних парламентское расследование может привести к возбуждению уголовного дела.
В условиях авторитарных и тоталитарных политических режимов контрольная функция парламентов фиктивна.