Введение
Глава 1. Теоретические основы определения законодательного процесса
1.1. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации
1.2. Проблема множественности терминов в определении законодательного процесса
Глава 2. Определение законодательной инициативы. Субъекты права законодательной инициативы
2.1. Понятие права законодательной инициативы
2.2. Правовой статус субъектов законодательной инициативы
Глава 3. Стадии современного законодательного процесса Российской Федерации и проблемы их совершенствования
3.1. Определение стадии законодательного процесса
3.2. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой и Советом Федерации
3.3. Рассмотрение закона Президентом РФ. Проблемы промульгационных процедур
3.4. Проблема разрешения споров по поводу соблюдения конституционной процедуры принятия законов
Глава 4. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации
4.1. Понятие актов палат Федерального Собрания Российской Федерации
4.2. Характеристика актов палат Федерального Собрания Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Законодательный процесс – это явление государственной, общественной жизни, присущее любому демократическому обществу. Продуктом законодательного процесса являются нормы права, облеченные в форму закона, что подчеркивает важность изучаемого явления в правовом демократическом государстве, одним из фундаментальных признаков которого является верховенство закона.
Несмотря на обязательность законодательного процесса в правовом государстве, в теории и практике его воплощения в Российской Федерации существуют определенные проблемы. Исходным при этом следует считать отсутствие единого подхода к понятию законодательного процесса в отечественной науке и практике, что позволяет сделать вывод о многоплановости используемого понятия, о необходимости всесторонней оценки изучаемого явления.
На базе уже имеющихся научно-теоретических разработок и с учетом вышеописанных реалий современного конституционализма, места и роли в нем законодательной деятельности можно выделить принципы законодательного процесса, которые по своей сути также актуальны и для законотворческого процесса. Несмотря на наличие довольно обширной научной правовой литературы – и общетеоретической, и специальной – до настоящего времени отсутствует всестороннее осмысление законодательного процесса в России – во всем объеме, на всех уровнях, на всех этапах и стадиях.
Не исследована в полной мере роль законодательного процесса, как одного из институтов российского демократического правового социального федеративного государства. Нет четкого понимания этапов и стадий законодательного процесса. Отсутствует правовое регулирование многих принципиальных моментов, относящихся к порядку и условиям осуществления законодательной деятельности. Это порождает на практике проблемы, подчас перерастающие в политическую конфронтацию.
Объект исследования – общественные отношения в области регулирования законодательного процесса в российском парламенте.
Предмет исследования – законодательство, регулирующее особенности правового регулирования законодательного процесса в российском парламенте.
Цель курсовой работы – изучение законодательного процесса в российском парламенте.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы определения законодательного процесса.
2. Проанализировать статус субъектов права законодательной инициативы.
3. Исследовать стадии современного законодательного процесса Российской Федерации и проблемы их совершенствования.
4. Рассмотреть акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных процессуалистов, историков, юристов.
При выполнении данной работы были использованы труды следующих авторов: Авакьяна С.А., Антонова Л.И., Андрианова Н.Е., Баглая М.В., Ковачева Д.А. и др. Следует также отметить значение публикаций по этому вопросу, предпринятых в последние годы депутатами и практическими работниками Федерального Собрания Российской Федерации, а также предпринятое Абрамовым А.И. исследование по вопросам стадий и проблем их совершенствования современного законодательного процесса Российской Федерации. Следует отметить и современную работу Бошно С.В. «Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу». Корни нынешней правовой системы России уходят в прошлое и влияние прежних правовых стандартов весьма ощутимо. Это определяет отношение к законотворческому наследию прошлого, его исследователям. Представляется необходимым определиться в своем отношении к ученым-юристам, ранее исследовавшим и продолжающим исследовать проблемы законодательного процесса. Много полезного было почерпнуто из трудов по теоретическим аспектам правотворчества, вышедшим в 1970-80-е годы. Эти работы определяют в целом демократическую направленность отечественного правоведения того периода и положения, содержащиеся в них, явились хорошим поводом к умозаключениям курсовой работы.
Методология исследования. Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы определения законодательного процесса
1.1. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации
В настоящее время в России сложилось несколько подходов к содержанию законодательного процесса, а также к термину, определяющему указанное явление .
Так, ряд авторов сводят понятие процесса к деятельности законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов . Другие исходят из определения законодательного процесса как совокупности стадий, следующих одна за другой, а именно, принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ .
Эти подходы, в любом случае, сводятся только к деятельности законодательных органов государственной власти по созданию закона. Объяснением данного подхода, вероятно, может служить историческая традиция подобного понятия, а именно непризнание советским государственным правом принципа разделения властей . Представляется, что подобная позиция не отвечает современным реалиям, а потому необходимо выработать новый подход.
В обоснование одной из точек зрения следует привести Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П. Исходя из смысла положений указанного дела, становится ясно, что Президент РФ является участником законодательного процесса в РФ посредством стадий подписания и обнародования закона . Следует учесть аналогичную практику и в субъектах Российской Федерации, где подобные функции исполняет глава исполнительной власти в субъекте РФ. Участниками федерального процесса, исходя из норм Конституции РФ, являются 705 субъектов инициативы, среди них Президент РФ, Совет Федерации РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, Правительство РФ, 83 законодательных органа субъектов РФ, а также Конституционный Суд, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения. При этом формулировка «по вопросам их ведения» неоднозначна и высшие суды трактуют ее довольно широко.
Российская Федерация относится к группе стран с широким перечнем субъектов законодательной инициативы в федеральном законодательном процессе, для сравнения уместно привести пример Соединенных Штатов Америки, где законодательная инициатива может быть реализована только парламентариями. Даже если президент или члены правительства рекомендуют принять законопроект, то внести его может только член Конгресса, который является политическим «другом» президента страны . Некоторые авторы говорят о так называемом упадке законодательной инициативы парламентариев, о тенденции к усилению инициативности органов исполнительной власти . Не исключается такая тенденция и в Российской Федерации.
Нормативные правовые акты и иные официальные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609; 2011. № 48. Ст. 6730.
5. Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 939.
Судебная практика
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1996. – № 3.
Научная литература
7. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. – 2013. – № 2. – С. 9.
8. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2000. – 806 с.
9. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. М., 1999. – 643 с.
10. Андрианов Н.Е. О законодательной инициативе // Советское государство и право. – 1964. – № 9. – С. 62-63.
11. Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. – 1966. – № 1. – С. 4-7.
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2005. – 922 с.
13. Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. – 2004. – № 2. – С. 14.
14. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 1280 с.
15. Васильев Р.Ф. Законодательный процесс: понятие, институты, стадии. – М.: Юриспруденция, 2000. – 594 с.
16. Высшие представительные органы власти в СССР. – М., 1969. – 764 с.
17. Гранкин И.В. Парламент России. – М., 2009. – 554 с.
18. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. – 2013. – № 10. – С. 4.
19. Законотворчество в Российской Федерации: Научное и научно-практическое пособие / Под ред. проф. А.С. Пиголкина. – М., 2010.
20. Ивлиев Г.П., Гаджимагомедов Г.А. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. – М., 2008. – 588 с.
21. Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. – М., 1966. – 490 с.
22. Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. – М., 2013. – 603 с.
23. Колдаева Н.П. Законодательная инициатива как правовой институт // Советское государство и право. – 1970. – № 9. – С. 1-3.
24. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. – Саратов, 1998. – 281 с.
25. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2012. – 934 с.
26. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. – 888 с.
27. Конституционное право / Отв. ред. В.И. Фадеев. – М.: Проспект, 2013. – 1244 с.
28. Лавриненко И.Г. Регламенты верхних палат законодательных (представительных) органов государственной власти // Аналитический вестник. – 1996. – № 34(190). – С. 6-9.
29. Лепешкин А.И., Ким А.И., Мишин Н.Г., Романов П.И. Курс советского государственного права. Т. 2. – М., 1962. – 963 с.
30. Маклаков В.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 550 с.
31. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. – 2009. – № 5. – С. 7.
32. Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. – 2008. – № 2. – С. 22.
33. Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М., 2013. – 844 с.
34. Тихомиров Ю.А. Теория закона. – М., 1982. – 953 с.
35. Пиголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества. – М.: Юридическая литература, 1976. – 508 с.
36. Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 9. – С. 11-12.
37. Правотворчество в СССР / Под ред. А.В. Мицкевича. – М., 1974. – 522 с.
38. Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 18. – С. 13-20.
39. Чехарина В.И. Право законодательной инициативы и его влияние на процесс стабилизации закона // В кн.: Концепция стабильности закона. – М., 2000. – С. 32-39.
40. Чехарина В.И. Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М.: Юристъ, 2013. – 824 с.
41. Щетинин Б.В. Курс советского государственного права. – М., 1965. – 877 с.
42. Югов А.А., Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс» // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 3. – С. 9-16.