В России налог на добавленную стоимость является наиболее значительным видом налогов, уплачиваемых большинством предприятий, занимающихся производственной и коммерческой деятельностью. Он занимает первое по доходности бюджета место среди косвенных налогов. Так, на 2003 год планируется поступление в бюджет налога на добавленную стоимость в сумме 943.5 млрд. руб., что составляет 29.5 % консолидированного бюджета. Доля налога на добавленную стоимость в федеральном бюджете планируется в размере 50.1 % общих централизованных финансовых ресурсов, формируемых за счет налогов и платежей.
Правильное исчисление налога, и особенно правильное применение льгот, имеет большое значение для налогоплательщика, так как ошибка в определении сумм, причитающихся бюджету, влечет за собой финансовые санкции в виде штрафов и пени в значительных размерах.
Современные бухгалтеры должны не только вести бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными документами, но и в совершенстве знать налоговое законодательство, чтобы понимать, какая информация понадобится для исчисления налога и суметь организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы данную информацию можно было получить из регистров бухгалтерского учета.
В настоящее время очень актуальным является вопрос введения налогового учета, который предусмотрен главой 25 Налогового кодекса. Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях.
Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость предприятий пищевой промышленности на примере открытого акционерного общества «-». Для этого в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость;
- изучить объекты налогового учета;
- определить налогооблагаемую базу, льготы, ставки налога;
- проанализировать нормативно – правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
- рассмотреть требования, предъявляемые к оформлению счетов – фактур;
- изучить особенности отражения НДС по приобретенных товарно – материальным ценностям, внеоборотным активам, работам и услугам;
- рассмотреть принципы аналитического и синтетического учета сумм налога на добавленную стоимость по реализованной продукции;
- изучить принципы составления отчетности по данному налогу.
Предметом исследования в данной работе является информационная база, представляющая собой систему количественных и качественных, обобщающих и частных показателей расчетов ОАО «-» с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Объектом изучения в данной работе является процесс исчисления и уплаты в бюджет сумм налога на добавленную стоимость предприятием ОАО «-».
ОАО «-» является юридическим лицом. Учредительным документом ООО «Стимул» является Устав. Основной вид деятельности, зарегистрированный в Уставе – производство и реализация хлебо – булочных и кондитерских изделий. ОАО «-» для осуществления расчетов с поставщиками и покупателями имеет расчетный счет.
- Нормативно – правовая база учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с ст.8 первой части Налогового кодекса Российской Федерации, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В нашей стране до 1992 г. существовал налог с оборота, которым облагался большой перечень товаров, преимущественно потребительских. Налог на добавленную стоимость - федеральный налог, введен с 1 января 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. Однако в соответствии с Федеральным законом № 118-ФЗ от 5 августа 2000 г. закон от 06.12.1991 г. утратил силу, и с 1 января 2001 г. налогоплательщики должны руководствоваться главой 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» второй части Налогового кодекса Российской Федерации принята Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 117 – ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая». Данной главой установлены основные элементы налогообложения и льготы по налогу на добавленную стоимость, а также основания для их использования. В связи с тем, что текст закона содержал ряд неточностей, противоречий и технических ошибок, в него были внесены изменения и дополнения Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2001 г., и Федеральным законом от 29 мая 2002г.
Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, включается в цену товаров (работ, услуг) и, таким образом, оплачивается их потребителями. Это налог «на потребление», тяжесть бремени которого испытывают не только плательщики этого налога в бюджет, но и покупатели созданных в процессе производства и обращения материальных благ.
Через систему действия налога на добавленную стоимость в доход бюджета изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства различных видов товарной продукции и доведения ее до потребителей, а также при оказании платных услуг. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализуемых потребителям товаров (работ, услуг), определяемой исходя из применяемых цен (тарифов), и величиной материальных затрат производственного назначения. Прибыль предприятия – производителя и заработная плата его работников по сути являются величиной, добавленной к стоимости материальных ресурсов, использованных или потребленных в процессе производства и обращения товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно основному принципу исчисления налога на добавленную стоимость, действующему в мировой практике и в России, величина налога, подлежащая взносу в бюджет налогоплательщиком, рассчитывается в виде разницы между суммами налога, получаемыми от покупателей за реализуемые им товары (работы, услуги), и суммами налога, оплачиваемыми налогоплательщиком поставщикам (продавцам) различных материальных ресурсов производственного назначения. Такой подход позволяет определить величину налоговой составляющей, приходящейся на конкретную часть (долю) добавленной стоимости, созданной каждым субъектом сферы материального производства товаров (работ, услуг) и их обращения.
Проанализируем основные элементы налогообложения, отраженные в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Плательщики налога на добавленную стоимость определены ст. 143 Налогового кодекса. К ним относятся: организации; лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
С 1 января 2001 г. в число плательщиков налога были включены индивидуальные предприниматели, в том числе перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (с 1 января 2001 г.). Однако 7 февраля 2002 г. Конституционным Судом РФ было вынесено Определение № 37-О, в котором акцентируется внимание на том, что если индивидуальный предприниматель не вправе получить освобождение по ст. 145 Налогового кодекса, то он вправе не платить налог на добавленную стоимость, в силу того, что признание индивидуального предпринимателя плательщиком налога создает для него менее благоприятные условия деятельности, а потому он не признается плательщиком налога до истечения 4 лет со дня его регистрации.
Таким образом, если индивидуальный предприниматель зарегистрирован до 1 января 2001 г., то до конца 2003 г. он не только вправе не платить налог на добавленную стоимость, но и вправе потребовать у налоговых органов излишне уплаченный ими налог с начала 2001 г.