На современном этапе происходит стремительное развитие всех сфер человеческой деятельности, науки и образования. Происходит переплетение информационной и профессиональной культуры.
В России получила распространение концепция информационной культуры, которая нашла свое отражение в многих работах. Например, Г.Г.Воробьева соотносит это понятие с наличием знаний, умений и навыков, способствующих повышению производительности управленческого труда. Но в первую очередь понятие стало востребованным в сфере библиотечно-библиографической деятельности.
Как мы видим, различные авторы рассматривают в основном информационную культуру, а не профессионально-информационную культуру.
В дальнейшем количество подходов к изучению информационной культуры увеличилось.
Появились философско-мировоззренческие концепции (А. П. Суханов, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул, Ю. А. Шрейдер и др.) и работы, в которых информационная культура отождествлялась с профессиональной деятельностью специалиста. В 90-е годы XX века она стала анализироваться как аспект культурной деятельности; в практику образования понятие вошло в 1994 году (А. П. Ершов).
Известный советский психолог К.К.Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
В самом общем смысле информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, правил и навыков, позволяющих находить и использовать данные (документы) независимо от места их нахождения.
Следует отметить, что однозначного определения информационной культуры еще не существует.
В одном случае она определяется как информационные качества личности (Вохрышев М.Г., Зубов Ю.С.), как «гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации» (Зиновьева Н.Б.).
В другом – как информационная деятельность (Хангельдиева И.Г.), как «информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры» (Гречихин А.А.).
Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, «позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» (Медведева Е.А.)., с новым типом общения (Михайловский В.Н.). Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Соснина Т.Н.).
Работа И.М. Андреевой и Ю.С. Зубова «Информационное общество и личность» как культурологическая проблема» посвящена новому направлению научной и практической деятельности, связанному «с информационной культурой общества и личности, с возможностью их совмещения и гармонизации». В работе отражено не только превосходство возможностей общества над личностью, но и возможность баланса, особенно при формировании информационной культуры студента. Что касается определения «информационная культура», анализируя ее составляющие «тезаурус» и «информационную деятельность», авторы пишут относительно самого понятия, что «рамки четко не определены и остаются весьма размытыми»[1].
В.Е. Леончиков отмечает, что информационная культура выступает «в трех ипостасях: информационная культура личности, отдельных групп сообщества и общества в целом». В заключение автор отмечает, что из-за разнообразности подходов к изучению информационной культуры личности широк спектр дисциплин, дающих методологическую основу информационной культуры [2].
Два подхода к изучению информационной культуры отмечает Н.А. Калиновская в статье «Информационная культура личности и общества: наполнение понятия»[3]. Автор отмечает, что базовым определением понятия информационной культуры для многих исследований стало определение, данное Ю.С. Зубовым[4]. Н.А. Калиновская пишет, что сейчас можно выделить два подхода в трактовке понятия информационной культуры. В первом подходе – «информологическом» - понятие информационной культуры можно обобщить как «совокупность умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Во втором – «культурологическом» - информационная культура «рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества».