Эссе|Культурология

Концепция информационной культуры

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 14

На современном этапе происходит стремительное развитие всех сфер человеческой деятельности, науки и образования. Происходит переплетение информационной и профессиональной культуры.

В России получила распространение концепция информационной культуры, которая нашла свое отражение в многих работах. Например, Г.Г.Воробьева соотносит это понятие с наличием знаний, умений и навыков, способствующих повышению производительности управленческого труда. Но в первую очередь понятие стало востребованным в сфере библиотечно-библиографической деятельности.

Как мы видим, различные авторы рассматривают в основном информационную культуру, а не профессионально-информационную культуру.

В дальнейшем количество подходов к изучению информационной культуры увеличилось.

Появились философско-мировоззренческие концепции  (А. П. Суханов, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул, Ю. А. Шрейдер и др.) и работы, в которых информационная культура отождествлялась с профессиональной деятельностью специалиста. В 90-е годы XX века она стала анализироваться как аспект культурной деятельности; в практику образования понятие вошло в 1994 году (А. П. Ершов).

Известный советский психолог К.К.Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

В самом общем смысле информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, правил и навыков, позволяющих находить и использовать данные (документы) независимо от места их нахождения.

Следует отметить, что однозначного определения информационной культуры еще не существует.

В одном случае она определяется как информационные качества личности (Вохрышев М.Г., Зубов Ю.С.), как «гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации» (Зиновьева Н.Б.).

В другом – как информационная деятельность (Хангельдиева И.Г.), как «информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры» (Гречихин А.А.).

Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, «позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» (Медведева Е.А.)., с новым типом общения (Михайловский В.Н.). Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Соснина Т.Н.).

Работа И.М. Андреевой и Ю.С. Зубова «Информационное общество и личность» как культурологическая проблема» посвящена новому направлению научной и практической деятельности, связанному «с информационной культурой общества и личности, с возможностью их совмещения и гармонизации». В работе отражено не только превосходство возможностей общества над личностью, но и возможность баланса, особенно при формировании информационной культуры студента. Что касается определения «информационная культура», анализируя ее составляющие «тезаурус» и «информационную деятельность», авторы пишут относительно самого понятия, что «рамки четко не определены и остаются весьма размытыми»[1].

В.Е. Леончиков отмечает, что информационная культура  выступает «в трех ипостасях: информационная культура личности, отдельных групп сообщества и общества в целом». В заключение автор отмечает, что из-за разнообразности подходов к изучению информационной культуры личности широк спектр дисциплин, дающих методологическую основу информационной культуры [2].

Два подхода к изучению информационной культуры отмечает Н.А. Калиновская в статье «Информационная культура личности и общества: наполнение понятия»[3]. Автор отмечает, что базовым определением понятия информационной культуры для многих исследований стало определение, данное Ю.С. Зубовым[4]. Н.А. Калиновская пишет, что сейчас можно выделить два подхода в трактовке понятия информационной культуры. В первом подходе – «информологическом» - понятие информационной культуры можно обобщить как «совокупность умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Во втором – «культурологическом» - информационная культура «рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества».

нет

  1. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества [Текст] / А. Турен // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс. - 1986. - с. 414-415.
  2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества [Текст] / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс. - 1986.-С. 330-342.
  3. Андреева И.М., Зубов Ю.С. Информационное общество и личность как культурологическая проблема// Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар – Новороссийск 17 - 19 сентября 1997 г. : Тез. докл.-Краснодар, 1997.-С.7-10.
  4. Леончиков В.Е. Информационная культура личности: поиски методологии // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар – Новороссийск 17 - 19 сентября 1997 г.: Тез. докл.-Краснодар.- 1997.-С.91-93.
  5. Калиновская Н.А. Информационная культура личности и общества: наполнение понятия.// Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар – Новороссийск 17 -19 сентября 1997 г.: Тез. докл.-Краснодар, 1997. -С. 93-94.
  6. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура. // Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. Ю.С.Зубова и И.М. Андреевой. -М,: Изд-воМоск. Гос. Ун-такультуры, 1994. -С.5–11.
  7. Ханукаева, О. Ю. Содержание нормативно-управленческой культуры и способы ее формирования у студентов экономического профиля [Текст] / О. Ю. Ханукаева // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 3. - С. 44-46
  8. Плеханова Т.А. Влияние информационных технологий на профессиональную деятельность // «Вестник – СГАУ им. Н.И. Вавилова»/ №4. Вып. 2 – 2006. – С 145 –147.
  9. Коряковцева Н.А.. Междисциплинарные связи курса «Основы информационной культуры» // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар – Новороссийск 17 - 19 сентября 1997 г.: Тез. докл.-Краснодар, 1997.-С.110117.
  10. Сладкова О.Б. Роль мониторинга в формировании информационной культуры личности //Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар – Новороссийск 17 -19 сентября 1997 г.: Тез. докл.-Краснодар, 1997.-С.117-119.
  11. Петяскина О.В. Информационная культура российского предпринимателя и проблемы ее развития // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар – Новороссийск 17 - 19 сентября 1997 г.: Тез. докл.-Краснодар, 1997. С.381384.
  12. http://www.edu.ru (Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по экономическим специальностям)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Эссе Культурология
2022 год 8 стр.
Эссе Урбанистические образы мировой культуры
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское