Введение
- Классическая наука.
1.1 Понятие и хронологические рамки, предпосылки становления.
1.2. Задачи научного исследования
- Методология юридической науки. 1
2.1 Понятие методологии науки и ее место в системе знания.
2.2 Дескриптивная и нормативная методология, формальная и содержательная методология.
2.3 Уровни методологии.
2.4 Основные методологические принципы и подходы.
- Понятие метода научного исследования. Общелогические методы и приемы научного исследования.
Литература.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что проблема достоверности знания имеет совершенно особое значение для системы гуманитарных наук. Методология современного гуманитарного знания, понимаемая как система существенных аспектов мировоззрения, как совокупность средств и методов изучения общественной практики во всем многообразии ее проявления.[1] Кроме этого, методология знания исходит из представления о специфике объекта гуманитарного знания и, следовательно, исключительного своеобразия познавательных процедур, характерных для гуманитарных наук.
Это обстоятельство в полной мере относится и к юридическим наукам, в частности, к теории государства и права, которая, будучи по своей природе обобщающей наукой, призвана формулировать в теоретической форме современные знания о праве и государстве, опираясь на корректные познавательные процедуры с учетом специфики гуманитарного знания. Данное обстоятельство обуславливает значимость темы данной работы.
1. Классическая наука
1.1 Понятие и хронологические рамки, предпосылки становления
Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире.
В. В. Запарий отмечает, что главное отличие классической науки в том, что здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. [3; с.29]
С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.
[1] Керимов Д.А. Методология права. - М., 2001. - С. 52. Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение, 2004. - № 1. - С. 173.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: академия, 2002. - 416с.
- Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1-2. – Москва, 1998. – 153 с.
- Запарий В. В., Нефедов С. А. История науки и техники. – Екатеринбург, 2003. – 173 с.
- Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с.
- Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука, 1990. – 136 с.
- Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб., 2001. – 238 с.
- Леднев В.С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. – М.: Педагогика, 1990. – 174 с.
- Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. – Минск: Технопринт, 1999. – 145 с.
- Методология: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Крылова Г.Г., Хромченко М.С. – М.: Изд-во Школы Культурной Политики, 2005. – 212 с.
- Новиков А. М., Новиков Д. А. Предмет и структура методологии // Образование в мире. – 2008. - № 1. – С. 11-19.
- Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005. – 79 с.
- Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 261 с.
- Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. третье. – М.: Изд-во политической литературы, 1972. – 430 с.