В настоящее время российские авиакомпании и турагентства пользуются пятью глобальными дистрибутивными системами, самыми распространенными из которых в мире и в РФ, в том числе, являются Amadeus и Galileo. В то же врем наибольшее количество информации именно про авиаперевозки находится в трех других аналогичных системах, одна из которых – «Сирена Трэвэл» - является разработкой российских программистов, другие – «Сэйбр» и «Габриэль» - написаны иностранцами. В «Сейбр» всегда присутствует самая надежная и актуальная информация, касающаяся наличия свободных мест, стоимости билетов, маршрутов. Авиаперевозки грузов в данной системе не бронируются, за исключением брони на перевозку грузов, которые везут с собой туристы.
«Сирена Трэвэл» на сегодняшний день является единственной российской разработкой в сфере глобальных дистрибутивных систем, прошедшая аккредитацию. Ее функционал полностью соответствует рекомендациям ИАТА и принципам построения систем ГДС. Система учитывает все особенности мирового и отечественного рынков. С помощью программного пакета «Сирена Трэвэл» авиаперевозка бронируется с терминала любого агента, независимо от сети передачи данных, которая обслуживает конкретный терминал. В системе присутствуют данные про места, тарифы, условия тарифов компаний, специализация которых – авиаперевозки грузов и пассажиров. «Сирена Трэвэл» формирует общий архив операций, благодаря чему можно удобно подготавливать данные для агентских отчетов в ходе взаиморасчетов между авиакомпаниями.
1. Основные характеристики компьютерных систем бронирования и резервирования
CRS (Computer Reservation System) - компьютерные системы бронирования.
Впервые понятие «Компьютерная Система Бронирования» (КСБ) появилось в Европе и США в 60-х годах. В те годы гражданская авиация находилась на этапе активного развития. «Телефонная» технология бронирования мест туристическими агентами и «бумажная» технология управления заполняемостью рейсов авиакомпаниями перестали справляться с обслуживанием растущего пассажиропотока, что и привело к необходимости автоматизации подобного рода деятельности.
Основным инструментом для резервирования авиабилетов с середины 60-х годов XX века становятся компьютерные системы. Первоначально устанавливались терминалы в офисах авиакомпаний, затем – в крупных туристических фирмах. Техническим оснащением первых центров бронирования занималась фирма IBM. Первые КСБ были созданы отдельными авиакомпаниями и предназначались исключительно для обслуживания нужд собственных туристических агентов. Спустя некоторое время такой подход привел к тому, что, с одной стороны, в активно работающих турагентствах было установлено несколько терминалов КСБ, принадлежащих различным авиакомпаниям, а, с другой стороны, авиакомпаниям приходилось тратить все больше и больше средств на технологическое развитие КСБ. Логичным решением в этой ситуации стало объединение усилий авиакомпаний в разработке и продвижении КСБ на рынке.
Ориентированные изначально на отдельно взятые компании, системы превратились в программные комплексы, обслуживающие группы авиакомпаний и предоставляющие дополнительные услуги по бронированию мест в гостиницах, заказу железнодорожных билетов, прокату автомобилей и т.д.
Расширение сферы деятельности и развитие новых информационных технологий приводит также к снижению стоимости электронных услуг и созданию глобальных распределительных систем – GDS (Global Distribution System).
Эти системы позволяют оперировать информацией сотен авиакомпаний, тысяч гостиниц и фирм, задействованных в системе сервиса.
Практически все западные турагентства пользуются услугами GDS. На настоящий момент к глобальным относят четыре системы бронирования: Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan.
CRS созданы для удовлетворения потребностей турфирм и определяет свои первоочередные цели следующим образом:
- предлагать поставщикам (провайдерам) туристических услуг (авиаперевозки, прокат автомобилей, отели, туроператоры, железная дорога и др.) надежную и эффективную общемировую сеть сбыта, предоставляющую им доступ к наибольшей в мире базе клиентуры, принадлежащей турагентствам и коммерческим бюро авиакомпаний;