Тема жизнеустройства сирот в России стара, но актуальность и степень остроты ее волнообразно колеблется. Особую актуальность тема приобретает во время и после различных войн, революций и прочее. Но в последние десять лет, несмотря на отсутствие масштабных боевых действий, лишающих детей родителей, сирот снова стало непомерно много. Чтобы разобраться, откуда они, надо писать работу только по этой теме. Так как факторов множество. В основном, на мой взгляд, они носят экономико-нравственный характер.
С одной стороны, низкий уровень жизни в бывших советских республиках заставляет наиболее молодых, активных или просто отчаявшихся людей искать заработки в России. Дети, как побочный и ненужный эффект таких заработков, остаются в российских домах ребенка и приютах.
С другой стороны, низкий уровень жизни и отсутствие работы в российской глубинке так же способствуют выбрасыванию детей на обочину жизни вполне живыми и дееспособными, но асоциальными родителями. Можно говорить и об идеальном образе женщины в современной России, который не предполагает материнства. И об отсутствии сдерживающего и воспитывающего идеолого-социального элемента, как было в Советской России. И об отсутствии действенных мер государственной поддержки матерей с детьми, как морального, так и материального характера.
В общем и целом, дети в нашей стране, как ни горько это писать, не являются ценностью, что и находит выражение в тысячах заброшенных детей – на улице, в домах ребенка, в приютах, больницах и детских домах.
Это не было бы такой большой проблемой, если бы система сиротских учреждений была в состоянии обеспечить эффективное воспитание и обучение детей-сирот, чтобы по окончании дети становились полноценными членами общества. К сожалению, эти институты, решая немаловажный вопрос о питании, одежде и надзоре за сиротами, решая вопрос с беспризорниками на улицах, оказывают сильное затормаживающее и даже калечащее действие на их души. И на выходе мы получаем неуверенного, тревожного, незнающего жизнь, одинокого ребенка, которому трудно справиться с жизнью, который скорее всего очень быстро проиграет с борьбе с ней, потому что просто не знает правил игры.
Именно этот аспект заставляет государство и общество находить другие пути устройства сирот, а именно – поддерживать и развивать различные формы семейного устройства – единственный путь эффективного воспитания и развития детей, оставшихся без попечения родителей.
- СИРОТЫ В РОССИИ: прошлое, настоящее и будущее
1.1. Ретроспектива проблемы: как было раньше.
Сироты в России, как я уже писала, явление, в принципе не новое. При существующем уровне смертности, к примеру, в XVII-XIX вв., многие дети оставались сиротами просто по причине низкого уровня развития медицины. Это были реальные сироты. Их редко оставляли на улице.
Такие дети отдавались в услужение мастеровым, становились их слугами и учениками одновременно, и ко взрослой жизни уже имели реальную профессию. Они становились воспитанниками в многодетных патриархальных крестьянских семьях, где пригрев сироту, одновременно делали богоугодное дело и растили еще одного кормильца. Они становились воспитанниками и в более состоятельных семьях родственников.
Ну и наконец, существовали так называемые дома призрения, мировая история которых восходит по разным источникам к IV-VIII вв нашей эры. В России первый приют для детей был основан в 1706 году митрополитом Иовом в городе Новгороде. Позже Петр 1 озаботился проблемой и открыл десять воспитательных домов для младенцев, которые были закрыты после его смерти и вновь открыты Екатериной II. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание и традиционно низкий для того времени уровень медицины приводили к тому, что смертность младенцев в таких приютах достигала 60-90 %.
Примечательно, что все вышеуказанные приюты открывались только для «зазорных младенцев». Для детей же постарше приюты в России были открыты к концу 18 века при монастырях, а в 1837 году появился и первый немонастырский приют при Демидовском доме призрения трудящихся и назывался «детскими комнатами».
Приюты для детей старше трех лет имели своей целью дать элементарное образование детям и предоставить им убежище. И лишь через десять лет после открытия было разрешено проживание в приютах такого типа. Финансирование и поддержка приютов не были централизованны, их осуществляли различные ведомства и частные благотворители и общества.
Дома ребенка и детские дома в современном виде появились после Октябрьской революции 1917 года, когда государство полностью взяло на себя заботу о воспитании и содержании детей-сирот. В 50-60е гг. большинство детских домов реорганизовали, они стали школами-интернатами.
Уже в начале ХХ века установили и признали пагубность взросления детей без родителей. Бурное начало прошлого века с его революциями, войнами, экономическими кризисами и концентрационными лагерями послужило появлению невероятного количества детей, вдруг оказавшихся без родителей. Дети эти не были оставлены на улицах, они переместились в больницы и детские дома, за ними ухаживали и обеспечивали предметами первой необходимости, едой. И все же, дети, остававшиеся без родительского внимания и любви, значительно отставали в развитии от домашних детей, имели эмоциональные проблемы и часто просто-напросто умирали.
Долгое время причины высокой заболеваемости и смертности детей в приютах и детских домах искали в окружающих детей условиях, пище и уходе за ними. Считалось, что достаточно повысить качество еды и ухода, чтобы дети чувствовали себя как дома. Однако, когда были созданы больницы и приюты, где уход отвечал любым требованиям, а чистота радовала глаз, и пища была высококачественной, проблема не была решена.
Следующей версией была обедненная среда – решили, что дети не получают достаточно стимулом, поэтому отстают в развитии и умирают. Однако и обогащение стимульной среды не привело к успеху.
И только в середине прошлого века психологи Дж.Боулби и Р. Шпиц совершили настоящую революцию в психологии детства, выявив в качестве основы плачевного состояния детей в приютах отсутствие материнской заботы. Психологи назвали условия развития детей без родителей депривационными, а основной проблемой и причиной всех проблем – депривацию, нарушение естественной связи ребенка с матерью.