Введение
1 Определение и структура теневой экономики
1.1 Определение теневой экономики
1.2 Классификация теневых экономических явлений
1.3 Подходы к решению проблем теневой экономики
2 Сбережения и инвестиции в Российской экономике. Проблема трансформации сбережений в инвестиции
2.1 Сбережения и инвестиции
2.2 Особенности инвестиций в России
3 Импортные потребности в России. Развитие импортно-замещающих производств
3.1 Внешняя торговля в России
2.2 Импорт в России
Заключение
Список использованной литературы
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1] в реализации поставленных Правительством РФ масштабных задач значительная роль отводится дальнейшему развитию внешне-экономической деятельности.
Целью внешнеэкономической политики государства в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства[2].
Одним из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, является таможенное регулирование, с помощью которого решается целый комплекс проблем: наполнение доходной части бюджета, поддержка отечественных товаропроизводителей, насыщение внутреннего рынка определенными товарами, создание благоприятных условия для экспорта отечественной продукции и целый ряд других.[3]
Территория РФ составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (ст. 2 п. 1 Таможенного кодекса РФ)
Таможенная территория РФ также включает в себя: находящиеся в исключительной эконо-мической зоне РФ, а также на континентальном шельфе РФ искусствен-ные острова, установки, сооружения, над которым РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (ст.2 п.2 ТК) 3 Частью таможенной территории РФ являются и особые экономические зоны, создаваемые на территории РФ. Таможенная территория не совпадает с государственной территорией РФ, так как в таможенную территорию включены искусственные острова, сооружения и установки на континентальном шельфе РФ.
Экономический потенциал характеризует состояние и возможности хо-зяйства страны и ее регионов, обеспечивать ее социальное, экономическое, научно-техническое и культурное развитие. Степень использования потенциала – уровень фактически сложившего-ся применения потенциальных возможностей страны или региона. Сложность оценки экономического потенциала: не имеет четких коли-чественных критериев и инструментов измерения, изменяется в пространстве и времени. Экономический потенциал определяется природными ресурсами, коли-чеством и качеством трудовых ресурсов, производственным, научно- техни-ческим, финансовым потенциалом.
Основной целью работы стало изучение развития экономического потенциала таможенной территории РФ.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- дать определение и структуру теневой экономики в РФ;
- рассмотреть сбережения и инвестиции в российской экономике;
- изучить проблему трансформации сбережений в инвестиции;
- изучить импортные потребности РФ.
Логика работы обусловила ее структуру. Которая включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1 Определение и структура теневой экономики
1.1 Определение теневой экономики
В соответствии с методологией СНС ООН все проявления теневой экономики в мире принято включать в следующие основные сферы и сектора.
Производительный сектор нелегальной экономики, обеспечивающий реальный вклад в производство ВВП:
а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;
б) нелегальная (по терминологии СНС-93 - "неформальная") занятость, работа по найму;
в) запрещенная законодательством экономическая деятельность[4].
В научных источниках для обозначения отдельных составляющих элементов этого сектора теневой экономики используются различные термины и понятия. Например, Ю.В. Латов и С.Н. Ковалев[5] применяют термин "вторая экономика", характеризующий экономику приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и другие криминальные действия, связанные с получением и передачей денежных средств. В свою очередь, В.О. Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение субъектами хозяйствования необоснованных выгод и льгот на основе организованных коррупционных связей.
В результате обобщения мирового опыта экономических исследований и статистического учета теневой экономической деятельности в научный оборот было введено понятие "ненаблюдаемая экономика", обобщающее смыслы таких терминов, как "теневая", "скрытая", "неформальная", "нелегальная" экономика.
В частности, в настоящее время российские официальные статистические службы используют методические рекомендации Госкомстата России и включают в понятие "ненаблюдаемая экономика" три составных элемента:
1) скрытую экономическую деятельность;
2) неформальную экономическую деятельность;
3) нелегальную экономическую деятельность[6].
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить. Практически вся информация является недоступной, потому как теневое предпринимательство не имеет официальной статистики доходов, о них ученый-экономист может только догадываться. И.Х. Райг отмечает: "Социально-экономические проблемы нашего общества, связанные с нелегальной экономической деятельностью граждан, исследованы пока слабо, эмпирического материала, полученного на базе серьезных исследований о нелегальной экономической активности отдельных граждан и целых коллективов, пока нет"[7].
Интерес к теневой экономике обусловлен прежде всего тем влиянием, которое она оказывает на большинство "нормальных" экономических процессов - формирование и распределение дохода, торговлю, инвестирование и экономический рост в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет угрозу для экономической безопасности и суверенитета государства в целом. Поэтому совершенно очевидной является необходимость анализа обозначенного явления.
Ошибочным было бы считать, что это явление - прямое порождение административно-командной системы либо результат не совсем успешных рыночных преобразований. Можно смело утверждать, что теневая экономика есть политэкономическая и историческая категория. В 1990-е гг. в России возникла труднообъяснимая закономерность: продвижение рыночных преобразований сопровождалось ростом теневой экономики в хозяйственном комплексе[8].
За последние 15 лет сфера теневых отношений в России заметно расширилась. Сегодня теневое поведение наблюдается не только в экономике, но и в неэкономических сферах - политической системе, сфере правопорядка, армии, средствах массовой информации, образовании, культуре и науке, межнациональных и межрегиональных отношениях и т.д. Особенную озабоченность, как уже отмечалось, вызывает теневое предпринимательство. Не будет преувеличением считать, что теневые процессы наблюдаются во всех "порах" общества, причем как на макро-, так и на микроуровне[9].