В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена система налогообложения.
В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, и, с одной стороны, соответствовала мировому опыту, но, с другой стороны, учитывала бы национальные особенности российской экономики на современном этапе.
В настоящее время проблема совершенствования налоговой системы не утратила своей актуальности.
Проблеме налогообложения и развития налоговой системы России уделяли довольно большое внимание и юристы и экономисты. Многие работы внесли довольно существенный вклад в развитие данной проблематики. В частности, необходимо отметить работы таких исследователей, как: А. Брызгалин, С. Пепеляев, Э. Цыганков, В. Козырин, В. Слом, А.В. Толкушкин, И. Горский, В. Глухов, Д. Львов, А. Погорлецкий, С. Шаталов, С. Сутырин, Д. Черник, А. Медведев, В. Кашин, В. Пансков, Н. Миляков, А. Евстигнеев, Н. Орлов, Б. Смирнов, Т.Ф. Юткина и др.
Цель данной работы – исследование сущности налогов и их роли в формировании финансовых ресурсов государства.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
- проанализировать экономическую сущность налогов, их виды, принципы и функции;
- проанализировать виды налогов и сборов в Российской Федерации;
- проанализировать соответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципам построения налоговых систем.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и виды налогов
С уверенностью можно утверждать о том, что ни в сфере научных знаний о политических, экономических, социальных и любых других закономерностях общественного развития, ни в структурах разноуровневых хозяйственных связей невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения.
С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуются как область острых разногласий между представителями власти - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени современные представления о налогах сложились под влиянием исторического опыта их использования для принудительного подчинения интересов «простого люда» интересам суверена (вождя, короля, царя и т. п.), а позже - государственно-властным интересам[1].
В связи с этим налоги с незапамятных времен считались наихудшим из зол, которое только может выпасть на долю человека. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоразмерные с величиной созданного внутреннего валового продукта (ВВП), существенная часть которой лишена социального или аналогичного общественно значимого характера. Таким же образом воспринимается введение налогов, равно как и любые попытки власти увеличить их величину, в государствах слабых демократий или же в условиях явно антидемократических режимов правления.
Возникает вопрос: действительно ли налог - неминуемое зло, избавиться от которого стремится каждый человек? Возможно, таковым налог становится исключительно в условиях антидемократических режимов правления? Что же тогда выражает понятие «налог» в своей исходной (родовой) основе? Каков его генетический код - то начало, которое определяет внутренний потенциал налога как некой общественно значимой субстанции бытия, и каков тогда этот потенциал, каким образом его измерить и использовать?
Прежде всего, следует отметить, что множество вопросов о смысле понятия «налог» исторически порождало самые разные, порой взаимоисключающие ответы. Однако эти ответы формулировались как первыми философами, экономистами, так и в учениях их последователей в зависимости от эпохи, в которой они жили и постичь которую они старались в своих трактатах о смысле и целях бытия. Следовательно, изначально налоги оценивались и до сих пор оцениваются исходя из их материализованной, видимой в реальных условиях, формы. «Налоги, - пишет И.В. Горский, - как и многие общественные явления, в значительной мере являются отражением конкретно-исторических условий»[2].
И.М. Кулишер, М.И. Слуцкий, В.Н. Твердохлебов, Н.И. Тургенев, Л.В. Ходский, другие отечественные налоговеды начала XX века определяли налог как «принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей»[3].
В фундаментальных трудах современных налоговедов - И.В. Горского, В.В. Глухова, В.И. Гуреева, В.А. Кашина, Н.В. Милякова, В.Г.Панскова, С.Ф. Сутырина, А.И. Погорлецкого, Д.Г. Черника, Н.И. Химичевой и других, налог определяется практически одинаково: «как одна из форм пополнения государственной казны»[4] или как «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей»[5]. Практически то же определение налога приведено в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Это - «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».
Исключением из сложившихся стереотипных суждений о налоге только как о платеже в государственную казну являются трактовки А.В. Брызгалина, Е.Н. Евстигнеева, Л.П. Окуневой и некоторых других ученых. Характерное отличие их научного вклада в развитие особой отрасли финансовых знаний - «налоговедения» заключается в том, что налог рассматривается ими комплексно, как сложное системное образование. По определению А.В. Брызгалина, «налог - это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета ... налог - это экономико-правовая категория»[6]. Данное определение налога, несомненно, более точно раскрывает его сущность.
Налоги в их сущности и содержании на практике представляют в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы разных стран. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам эти системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты:
постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;
построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения[7].
Налоги и сборы, носящие налоговый характер в отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких либо обязательств перед ними. По этому налоги носят принудительный и обязательный характер.
Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься:
- на рынке товаров или факторов производства (труда, земли и капитала);
- с продавцов или покупателей товаров;
- с домашних хозяйств или компаний;
- с источника дохода или со статьи расходов.
Таким образом, обложению могут подлежать доходы домашних хозяйств или их членов, доходы от розничной торговли, валовые доходы от предпринимательской деятельности, предпринимательские доходы за минусом амортизационных отчислений, фонд оплаты труда, прибыль, заработная плата, сбережения, дивиденды.
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются на:
прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);
пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
по целевому назначению налога (общие, специальные).
В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.
Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.).
Прогрессивный налог
Пропорциональный налог
Y
Регрессивный налог
T - процентная доля дохода, выплаченная в виде налогов
Y - доход
Рис. 1.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги
Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом.
Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.
Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.