Введение
Глава 1. Инфраструктура финансовых рынков
1.1. Оценка инфраструктурных подразделений
1.2. Динамика развития и характеристика ключевых инфраструктурных институтов
Глава 2. Формирование финансового рынка в РФ
2.1. Особенности формирования финансового рынка в России
2.2. Модель развития инфраструктуры российского финансового рынка
Глава 3. Проблемы и перспективы развития инфраструктуры финансовых рынков
3.1. Проблемы развития инфраструктуры
3.2. Современное состояние финансового рынка в РФ
3.2. Перспективы и пути развития инфраструктуры финансового рынка РФ
Заключение
Список использованной литературы
Финансовый рынок является своеобразным генератором множества показателей, по которым можно произвести оценку состояния экономики на федеральном и региональном уровне.
Актуальность исследования развития инфраструктуры финансового рынка связана с состоянием и проблемами его формирования, как в масштабе страны, так и на уровне региона.
Особую значимость приобретают вопросы исследования инфраструктуры финансовых рынков как важнейшего элемента финансовой системы страны и его влияния на рыночные преобразования в стране, на эффективное инвестирование в реальный сектор экономики с привлечением как внешних ресурсов, так и сбережений населения.
Объект исследования - рыночная инфраструктура и
субъекты инфраструктуры финансового рынка, функционирующие в рамках экономики страны.
Предмет исследования - экономические отношения, связанные с управлением и функционированием инфраструктуры финансового рынка в процессе его формирования и развития и управления ею как экономической системой региона.
Истоки зарождения исследований инфраструктуры рассмотрены в работах зарубежных авторов таких, как А. Янгсон, А. Хиршман, Р. Иохансен, Р. Нурке, X. Зингер.
Роль инфраструктуры в функционировании экономических систем региона, зависимость ее развития от ресурсов региона освещены в работах В. Новоселова, М. Комарова, А. Гранберга, Б. Райзберга, И. Козельской, О. Соколовой, Г. Журавлева, А. Шишкина, В. Власова, С. Меньшикова, В. Видяпина, В. Радаева.
Вопросам роли и места инфраструктуры финансового рынка в экономике рыночного типа в качестве ее полноценного субъекта посвящены работы представителей иностранной экономической и философской мысли: Ф. Хайека, П. Самуэльсона, В. Нордхауса, К. Макконнелла, С. Брю, К. Ховарда, д. Норта, К. Маркса, Р. Гильфердинга и др. Изучение процессов функционирования отдельных сегментов финансового рынка на федеральном и региональном уровнях рассмотрены в работах современных российских ученых: М. Агаркова, М. Алексеева, Б. Алехина, С. Афонина, Г. Белоглазовой, Г. Геращенко, О. Лаврушина, С. Макаровой, А. Миркина, С. Павлова, И. Платонова, В. Садкова, В. Сусловой, В. Черникова и др. Однако, подобный анализ требует совмещения теоретических и практических аспектов исследования российских, зарубежных ученых и специалистов в области региональной рыночной инфраструктуры.
Хотелось бы, не претендуя на исчерпывающий анализ, на примере деятельности Комиссии по ценным бумагам и биржам США (US Securities and Exchange Commission - далее SEC, или Комиссия) попытаться продемонстрировать работу механизма по принятию административных решений.
Все вышеперечисленное определило актуальность выбранной темы и определило следующие задачи исследования:
- Раскрыть теоретические основы взаимодействия на рынке ценных бумаг
- Охарактеризовать инфраструктуру рынка финансовых услуг
- Предложить направления развития инфраструктуры рынка
Автором в работе проанализированы результаты работы а области борьбы со спекуляциями и манипулированием на рынке ценных бумаг в России, Европе и США.
Информационной базы служили статистические отчеты, периодическая печать, учебники и монографии по указанной тематике.
Приведенные выводы и заключения могут помочь в реализации проектов и актов по борьбе со спекуляциями, манипулированием и злоупотреблением инсайдерской информацией.
Глава 1. Инфраструктура финансовых рынков
1.1. Оценка инфраструктурных подразделений
Роль институтов финансового посредничества при осуществлении российскими компаниями сделок с ценными бумагами, сделок по продаже и покупке промышленных активов, слияний и поглощений в последние годы стала решающей. Вырос совокупный собственный капитал профессиональных участников рынка ценных бумаг, непосредственно ведущих операции с ценными бумагами, проявилась тенденция к универсализации деятельности операторов рынка.[1] На российском рынке действует около 400 брокерских компаний, среди которых выделяется десяток крупнейших, по сути осуществляющих основную инвестиционно - банковскую деятельность и деятельность по управлению активами в стране. Эти компании контролируют подавляющую долю локальных сделок с российскими активами. Большинство известных мировых инвестиционных домов также увеличивают активность в России. Часть из них зарегистрировали в Москве свои дочерние компании или заявили о намерении сделать это в ближайшее время. Бизнес большинства из них связан с торговыми операциями на рынке ценных бумаг и с организацией первичных размещений российских компаний за рубежом. Конкурентные преимущества российские инвестиционных банков пока обеспечиваются более эффективной аналитикой по корпоративному сектору и особенностями созданной инфраструктуры доступа нерезидентов на внутренний рынок ценных бумаг. Однако в ближайшем будущем конкуренция обострится, и без улучшения ликвидности национального рынка акций и модернизации его инфраструктуры многие сегодняшние участники рынка проиграют конкуренцию международным домам. [2]
Инфраструктура рынка ценных бумаг, представленная торговыми площадками, расчетными системами и учетными институтами, за прошедшие годы мало изменилась. Основные сделки с акциями и корпоративными облигациями совершаются на двух торговых площадках: Фондовая биржа ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) и РТС (Российская торговая система). Операции с государственными ценными и биржевая торговля валютой осуществляется на ММВБ. Эти же биржи предоставляют определенные возможности для операций срочного рынка. Фондовая биржа «Санкт-Петербург» также активна в торговле акциями, прежде всего акциями ОАО “Газпрома”.[3] Торговая инфраструктура сложилась в начале 90-ых и была ориентирована на привлечение инвесторов – нерезидентов через оффшорные компании, что позволяла им не заводить деньги в Россию и не брать на себя риск российской юрисдикции и банковской системы, поскольку от их имени выступал российский брокер, который брал на себя все упомянутые риски. После того, как получил развитие рынок корпоративных облигаций, нерезиденты смогли покупать эти обязательства за рубли (также как и акции, номинированные в рублях) на ММВБ. Такая система торговли не предполагала необходимости выстраивания пользующихся доверием устойчивых институтов расчетный инфраструктуры, а именно центрального депозитария и централизованного клиринга, так как предполагалось, что инвестор берет риск на брокера, а не на систему. В связи с этим каждая из бирж пошла по пути выстраивания собственного депозитарного учета и «виртуального» клиринга. В результате вся совокупность инфраструктуры оказалась неудобной для привлечения на российский рынок наиболее солидных консервативных фондов, обладающих долгосрочными инвестиционными ресурсами. В результате зарубежным торговым системам, среди которых выделяется Лондонская фондовая биржа, удалось привлечь значительное число российских эмитентов. Более 40% международной книги заказов этой биржи обеспечивается сделками с российскими активами.
Не получила пока развития и биржевая торговля товарами. Фондовая биржа «Санкт-Петербург» пытается развивать торговлю фьючерсами на нефть. Есть несколько других менее удачных попыток создать биржевую торговлю товарами. Можно заключить, что сегодня в России, которая является крупнейшим производителем пользующихся спросом в мире сырьевых товаров, фактически отсутствуют биржевые механизмы ценообразования и продажи этих товаров.
Наиболее значимое событие в сфере учетной инфраструктуры - концентрации регистраторской деятельности. Количество регистраторов сократилось в течение 2005-2012 гг. со 118 до 79, при этом совокупный собственный капитал регистраторов вырос в 4,5 раза, превысив 2 млрд. рублей. Несмотря на положительную тенденцию отказа крупнейших регистраторов, ориентированных на «честный бизнес», от участия в корпоративных конфликтах на той или иной стороне, процесс создания независимой от влияния собственников и крупных клиентов учетной инфраструктуры не завершен. До настоящего времени одним из основных нерыночных рисков при инвестировании остается так называемый «риск регистратора». Использование информации, которой обладает только регистратор, при осуществлении корпоративных захватов, возникновение двойных реестров остаются пока нерешенными проблемами фондового рынка.
Если количество регистраторов неуклонно сокращалось, то количество депозитариев, напротив, за этот же период выросло с 513 до 737. Это позволило обеспечить распространение рынка депозитарных услуг практически по всем территориям и регионам России.
Период 2011-2012 гг. характеризовался динамичным развитием институтов коллективных инвестиций. Значительное улучшение макроэкономической ситуации, рост реальных доходов населения, начало пенсионной реформы, формирование законодательной базы и построение эффективной системы регулирования отрасли коллективных инвестиций (инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов) – все эти факторы в значительной степени обусловили рост количественных и качественных показателей соответствующих секторов финансовых рынков.
Объем активов инвестиционных фондов вырос в 2012 году, несмотря на противоречивые тенденции изменения инвестиционного климата, почти на 36% - с 81 до 110 млрд. рублей. За 2012 год количество зарегистрированных паевых инвестиционных фондов увеличилось на 125 и достигло 286.
Динамично и устойчиво росло число «новых» пайщиков паевых инвестиционных фондов (т.е. за вычетом тех из них, которые получили паи в результате преобразования бывших чековых инвестиционных фондов). За три квартала 2012 года число таких пайщиков ПИФ выросло с 39 до 85 тысяч.
Управляющие компании стали основными негосударственными участниками пенсионной реформы.
С 2012 года к участию в пенсионной реформе подключились негосударственные пенсионные фонды (НПФ). К настоящему времени 77 негосударственных пенсионных фондов получили возможность осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, 45 из них заключили с участниками фондов договора обязательного пенсионного страхования и в конце 2012 года получили из Пенсионного фонда Российской Федерации средства пенсионных накоплений НПФ аккумулировали значительные объемы пенсионных резервов. За 9 месяцев 2012 года пенсионные резервы выросли на 24% и достигли 114,5 млрд. руб. или 4,1 млрд. долл. Число участников НПФ в течение 2011-2012 гг. выросло с 4,4 до 5,5 млн. человек или на 27%. [4]
В 2012 году были приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, устраняющие дискриминационный порядок налогообложения, при котором пенсионные накопления, передаваемые в НПФ, а также инвестиционный доход при размещении пенсионных накоплений дополнительно облагались налогом на прибыль.
На начальном этапе пенсионной реформы было установлено, что государственная управляющая компания может инвестировать пенсионные накопления только в государственный долг Российской Федерации. Однако такое ограничение лишает возможности привлечения этих средств в инвестиции и развитие промышленности. Учитывая предстоящие масштабы накопления и неизбежную логику любой пенсионной реформы, в которой накопления пенсионных фондов становятся мотором экономического развития, государственная управляющая компания должна быть наделена правом инвестирования в широкий круг инструментов финансового рынка, включая акции предприятий. Выход на фондовый рынок пенсионных средств существенно увеличит долгосрочный спрос на российские активы, привлечет на этот рынок международных, консервативных инвесторов, существенно увеличит емкость и стабилизирует рынок, будет способствовать первичным размещениям на отечественном рынке, а не за рубежом.