Курсовая работа|Педагогика

Одаренные школьники

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 51

Введение

глава 1. Теоретические аспекты исследования одаренных детей

1.1. Основные проблемы в исследованиях одаренности

1.2. Классификация одаренности

1.3. Психо-социальные проблемы одаренности

глава 2. Практическое исследование одаренности школьников

2.1. Организация и проведение исследования

2.2. Результаты исследования

2.3. Выводы и рекомендации

заключение

список литературы

приложение №1

приложение №2

приложение №3

приложение №4

приложение №5

Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.

Таким образом, актуальность исследования проблемы одаренности и степень разработанности определили цель нашей работы.

Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;
  • выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
  • исследовать одаренность у школьников;
  • наметить направления психологической работы с одаренными детьми.

Объект исследования: учащиеся начальных классов.

Предмет: психологические показатели одаренности учащихся начальных классов.

Нами была выдвинута гипотеза: одним из показателей одаренности является высокий уровень интеллектуальных способностей: одаренность проявляется в уровне мыслительных операций. Поэтому, изучая уровень интеллектуальных способностей можно выявить одаренность школьников.

Теоретико-методологической базой исследования послужили следующие теории и концепции:

  • теория развития личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эриксон Э.Г);
  • системный и деятельностный подходы в формировании личности (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Петровский В.А., Платонов К).

В исследовании применены следующие методы: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования; наблюдение, анкетирование и психологическое тестирование; математическая обработка данных, полученных с помощью:

- метода опроса (устного и письменного);

- анкетирования;

- тестирования;

- беседы;

- наблюдения.

Эмпирическая база. Исследование проводилось на базе СОШ №40 г. В работу включены учащиеся начальных классов в количестве 40 человек.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1 Теоретические основы проблемы одаренности детей

1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности

В научной психологической литературе труды по одаренным детям и их проблемы наиболее изучены Н.С. Лейтесом. В его трудах рассмотрены вопросы возрастной одаренности, индивидуальных различиях психологических проблем одаренности. В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания.[1]

Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Н.С. Лейтес показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сенситивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе. Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный индивидуальный подход к школьникам.

Стремление изучить проблему эффективного и непрерывного, продолжительного формирования способностей приводит Н.С. Лейтеса к новому пониманию психического развития человека в онтогенезе. В отечественной психологии широкое распространение и признание получили положения о ведущей для каждого возраста деятельности и социальной ситуации развития как двух важнейших факторах психического развития личности. Н.С. Лейтес настаивает на необходимости изучать внутренние условия развития способностей, среди которых особо выделяются формально-динамические. Подобный подход позволил автору продолжить установление связей дифференциальной психологии с психофизиологией. Н.С. Лейтесу удалось творчески продолжить и применить к детям теорию Б.М. Теплова о том, что талант определяется не столько умственным развитием человека, сколько индивидуальным своеобразием, совокупностью входящих в него факторов. С положением о том, что одаренность характеризуется, прежде всего, своим индивидуальным своеобразием, невозможно не согласиться: талантливые люди в науке, в технике, в искусстве не повторяют друг друга, у каждого свои творческие особенности. Вот почему определение одаренности через нахождение коэффициента интеллектуальности (IQ) недостаточно для выявления уровня одаренности. Более того, чрезвычайно высокий IQ (170 и выше) у ребенка не способствует развитию творчески плодотворной личности.

В своих трудах Н.С. Лейтес привлекает внимание к тому, что свойства сенситивности разных периодов детства могут суммироваться, оказывая совместное действие в развитии ребенка. Представленные материалы и выводы из них настолько существенны, что можно говорить о разработке новой концепции психического развития человека в онтогенезе. В основе ее лежат положения о возрастной одаренности, под которой понимаются те ее признаки, которые обусловлены особенностями разных возрастов. Эта концепция опирается на целостную картину хода развития и своеобразия интеллекта у младших школьников, подростков и старших школьников. Ее обоснованию служат доказательно интерпретируемые монографические описания индивидуально-типологических особенностей личности школьников.

Н.С. Лейтеса умело связывает отдельные возрастные и индивидуальные особенности личности, выявляя их взаимозависимость и общность, показывает конкретно, что недостатки личности являются продолжением ее достоинств, а порой играют и положительную роль. Он рассматривает проблему раннего проявления одаренности как проблему детского возраста, дает "психологические портреты" выдающихся детей, раскрывает понятие "возрастная одаренность" и освещает некоторые другие общие вопросы, связанные с одаренностью. [2]Кроме того, он выделяет три школьных возраста: их возрастные особенности как предпосылки развития способностей. На примерах учащихся II, VI и IX классов выделяет, по существу, компактные, насыщенные богатым жизненным материалом психолого-педагогические характеристики основных школьных возрастов. Анализируя интеллектуальные различия, обусловленных ходом возрастного развития, Н.С. Лейтес приводит ряд очень содержательных и развернутых психологических характеристик представителей определенных видов (вариантов) возрастного развития.

Рассматривая "Индивидуально-типические различия по интеллекту". Н.С. Лейтес опирается на результаты психофизиологических исследований Б.М. Теплова и представителей его школы, разрабатывающих определенные аспекты учения Павлова о высшей нервной деятельности. Например, павловские характеристики "художественного" и "мыслительного" типов совпадают в общем с выявленным в середине нашего века делением людей на право - и левополушарных.

При этом Н.С. Лейтес рассматривает вопрос о нравственной стороне одаренности. Известно, что в одной и той же семье вырастают нравственные люди и без нее, причем различия эти начинают проявляться с раннего детства.

Н.С. Лейтес в своих трудах рассматривает самые общие предпосылки способностей, природные предпосылки дифференциально-психологических свойств, о сенситивных периодах психического развития, соотношение возрастного и индивидуального в способностях школьника.

  1. Аминов И.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей (школьников). Вопросы психологии, 2008. №5, с.71-77.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование в 2 кн.М., 2002.
  3. Бине А. Современные идеи о детях.М., 2004.104 с.
  4. Бине А., Симон Г. Методы измерения умственной одаренности. Под ред. Губинштейна Б.М. Гос. изд., Украина 2003, 179 с.
  5. Вайнцвайг Б. Десять заповедей творческой личности.М., 2006.
  6. Гильбрух Ю.З. Внимание: одаренность.М., Знание, 2001, 79 с.
  7. Гильбрух Ю.З. Психодиагностика в школе М., Знание, 2007., 114 с.
  8. Гильбрух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности (детей). Вопросы психологии. 2005, №4, с.147, 155.
  9. Голубева З.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. (Психолог. журнал), 2006, №4, с.75-86
  10. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской адаренности // Педагогика. – 2003. - №8, ноябрь. – С.13-18.
  11. Гуревич К.М. Типы интеллекта в психологии. Вопросы психологии. 2007, №2, с.53-64.
  12. Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. Вопросы психологии, №6, 2001, с.14-20.
  13. Гурьянов Е.В. и др. Школа Бине-термена для измерения умственного развития детей (под ред.Е. Гурьянова). М.: Работник просвещения, 2006, 175 с.
  14. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Российское Педагогическое Агентство М., 2005.
  15. Кабардов М.А., Матова М.А. Межполушарная ассиметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей. Вопросы психологии, 2006, № 6, с.106-110.
  16. Клапаред Э. Как определить умственные способности школьников. Пер.Е.С. Коц и А.И. Карасика. Под ред.Л.Г. Оршанского.Л., Сеятель, 2007.258 с.
  17. Левина М.М. Процесс обучения на уроке. Учебное пособие. М.: 2006.
  18. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети. Семья и школа. 2000, №3, с.33-35.
  19. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным. Семья и школа, 2006, №6, с.34-36.
  20. Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности. 2008, №4, с.98-107.
  21. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 2007
  22. Матнешкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 2006, №6, с.29-33.
  23. Матнешкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети. Вопросы психологии. 2005, №4. с.94-97.
  24. Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей и их результаты. Перевод с нем. Левинсон. М.: Работник и просвещения, 2005, 119 с.
  25. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку, // Педагогика, 2004, №5, с.33-42.
  26. Пассоу А.Г. Обучение одаренных. Перспективы. 2006, с.18-21.
  27. Попова Что такое одаренность, Школа здоровья, №1, 2005
  28. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики, М., УМК "Психология", 2003.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2020 год 31 стр.
Курсовая Одаренные дети
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское