Вопросы, касающиеся одарённых и талантливых детей, всё чаще поднимаются в средствах массовой информации. Оно и очевидно: наше общество, всё чаще применяющее и создающее новые технологии во всех сферах жизни человека, начинает всё больше нуждаться в таких личностях, которые могли бы дальше развивать и вести научный прогресс за собой. На сегодняшний день главную роль в этом процессе играет дополнительное образование, которое призвано выявлять и развивать задатки детей, проявившие интерес к определённому виду деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. У одаренных детей наблюдаются повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Сегодня внимание все больше уделяется раннему выявлению того или иного вида одаренности у детей
Объект исследования: процесс обучения одаренных детей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческой одаренности у детей в начальной школе.
Целью работы является выявление психолого-педагогических условий эффективного обучения одаренных детей в начальной школе.
Задачи работы:
- Теоретический анализ исследований в области детской одаренности.
- Определение подходов к выявлению одаренности у детей.
- Определение методов диагностического исследования одаренности у детей младшего школьного возраста.
- Выбор программы работы с одаренными детьми в начальной школе.
1 Теоретические аспекты воспитания и социализации одаренных детей
1.1 Понятие одаренных детей
Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).
Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности. В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности .
Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.
Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка. Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными: «Каждый ребенок является одаренным от рождения» «Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко»
Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения.
Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям. Детей, имеющих одаренности необходимо искать, с целью их дальнейшего развития, осуществляемого в специально организованных условиях.
Первые признаки одаренности проявляются у ребенка в период дошкольного детства. Их выявление осуществляется посредством наблюдения за характером деятельности ребенка. Основными аспектами ведущих признаков одаренного поведения являются мотивационный и инструментальный:
Инструментальный – определяет характер способов деятельности .
Мотивационный – определяет характер отношений ребенка к окружающей действительности и собственной деятельности.
Основные признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка:
- Быстрое освоение способов и приемов выполнения того или иного вида деятельность, её успешное выполнение.
- Изобретение и применение новых более эффективных способов и приёмов деятельности, для разрешения необходимых жизненных ситуаций.
- Глубокое овладение предметов, на основании чего выдвижение новых целей деятельности, направленных на новое видение ситуации и ее последующее успешное разрешение.
Для ребенка, действительно имеющего одаренность, характерным является именно третий признак поведения.
Новаторство – это, своего рода, выход за рамки требований осуществляемой деятельности, позволяющий ребенку открывать новые закономерности и приемы.
Основные признаки мотивационного аспекта одаренного поведения :
- Высокая чувственная избирательность к некоторым сторонам предметной действительности (звуки, запахи, цвет, растения и т.д.), и некоторым формам своей деятельности (физическая, познавательная, художественная и т.д.).
- Высокие познавательные потребности, проявляющиеся в повышенной любознательность, а также стремлении выходить за рамки исходных требований учебно-познавательной деятельности.
- Высокий интерес к определенным видам или сферам деятельность, увлеченность конкретным предметом, погруженность в выполнение какого-либо дела. Данный интерес проявляется в усидчивости, упорстве, трудолюбии, предпочтении противоречивой, парадоксальной и нестандартной научной информации, непринятие и отвержение шаблонов и стандартов.
- Повышенная требовательность к результатам своего труда, стремление ставить сверхсложные цели и настойчивость в их достижение, склонность к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.
Педагог, в процессе своей профессиональной деятельности должен уметь распознавать одаренности. В педагогике принято выделять следующие виды одаренности.
Интеллектуальная одаренность – проявляется в том, что одаренные дети умеют точно и глубоко анализировать содержания обучения, стремятся осмыслить его философски. Также для них характерно наличие высокого уровня интеллекта, в связи с чем, они очень быстро и легко усваивают учебные предметы.
Академическая одаренность – данная одаренность проявляется в том, что дети обладают высоким интеллектом, но на первый план выходят отличительные способности к обучению. Подразделяется на два подвида: учащиеся, которые имеют широкие способности к обучению и учащиеся, которые имеют способности к обучению в определенной области или близких друг к другу областях. Довольно часто педагогу сложно различить интеллектуальную и академическую одаренность. Это связано с тем, что учащиеся, имеющие определенный вид одаренности учатся в обоих случаях успешно, показывая блестящие результаты. Разница заключается в том, что дети с интеллектуальной одаренностью имеют повышенное критическое мышление, а также обладают способностью самостоятельно философски осмысливать сложные интеллектуальные проблемы. Учащиеся с академической одаренностью всегда успешны именно в обучении.
Творческая одаренность – характеризуется высоким творческим потенциалом. Особенность творчески одаренных детей заключается в том, что они имеют ярко выраженную познавательную потребность, которая является составляющей основой познавательной мотивации одаренного ребенка .
Говоря о детской одарённости, часто связывают её проявление с определёнными возрастными периодами, наиболее благоприятных для развития тех или иных свойств психики. Процессом сочетания оптимальных условий развития свойственных возрасту психических функций называют сензитивность, а сами периоды с оптимальными условиями – сензитивными. Л.С. Выготский выделял следующие сензитивные периоды:
1,5-3 года. Характерно приобретение словарного запаса на основе яркого восприятия речи; восприимчивость к изучению иностранных языков; период развития моторики.
3-4 года. Формирование знакового типа мышления (восприятие цифр, букв), подготовка к письму в результате развития осознанной речи, интенсивное развитие органов чувств.
4-5 лет. В данный сензитивный период находят отражение интенсивность социального развития, возникновение интереса к музыке и математике; растёт активность в восприятии определённых характеристик предметов (цвет, размер, форма).
5-6 лет. Формирование навыков социального поведения, переход к чтению от письма.
8-9 лет. Достигают повторного пика языковые способности детей, формирование образного мышления, привитие культуры. Во все эти периоды в психике ребёнка происходят своеобразные психические процессы с разным темпом для каждого ребёнка. Иногда они могут протекать настолько быстро или, наоборот, замедленно, в результате вызывая серьёзные проблемы в развитии других психических качеств личности.
Данное явление в индивидуальном развитии одарённых детей нельзя оставлять без внимания. На его основе В.С. Юркевич выделяет два типа личности одарённых детей с присущими для каждого из них признаков: с гармоничным и дисгармоничным типами развития.
Данную классификацию особенно необходимо учитывать при воспитательной работе с одарёнными детьми, потому как в основном социальное окружение (взаимоотношения в семье, с педагогами и сверстниками) играет решающий фактор в сглаживании возникающих проблем развития. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Гармоничному типу развития свойственны физическая зрелость, высокие и значимые достижения в выбранной интересующей предметной области с сочетанием высоких уровней интеллектуального и личностного развития, стремлением к творческой, неординарной деятельности с собственными новаторскими идеями. Замечено, что дети с данным типом во взрослом возрасте достигают высоких успехов в выбранной деятельности. Но могут возникать проблемы с неадекватным оцениванием себя и собственных сил, также повышенная критичность в отношении педагогов и сверстников.
Дети дисгармоничного типа, именуемых также особо одарёнными, характеризуются неадекватным темпом развития, ведущая к неравномерности развития разных психических качеств. Он сопровождается разного рода психологических, социальных и физиологических проблем, причисляя данную категорию детей к «группе риска». Следовательно, работа с одарёнными детьми данного типа должна проводиться индивидуально со специалистами разного профиля, а также с привлечением членов семьи.
Стоит отметить, что в реальной жизни нельзя провести чёткую грань между типами личностей одарённых детей. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .
В нашем исследовании подход к одарённости рассматривается через мультифакторную модель одарённости, выработанной на основе Рабочей концепции одарённости и модели одарённости Дж. Рензулли совместно с Ф. Монксом. Относительно видов одаренности можно сказать, что выделяют виды деятельности и присущие им виды одарённости, а именно:
1. Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. М.: Дрофа, 2018. 143 с.
2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности. М.: Просвещение, 2017. 203 с.
3. Богоявленская Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации. СПб.: Питер, 2018. 212 с.
4. Богоявленская Д.Б., Лейтес Н.С., Савенков А.И. Проблемы одаренных детей // Воспитание и педагогика: сетевой журн. 2019. URL: http://pedsovet.su/metodika/6170_problemy_odarennyh_detey
5. Богоявленская Д.Б. Природа «проблем» одаренных: метод. пособие. М.: Астрель, 2016. 94 с.
6. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. 2018. № 4. С. 73-84.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960. 445 с.
8. Гальковская И.В., Мордвина Н.Д. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС: Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 38-43.
9. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Мысль, 2017. 231 с.
10. Григорьева Н.В. Метод проектов в воспитательной деятельности как средство развития креативной личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы науч. конф. 2018. URL: ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1125/ (
11. Дружинин В.Н., Миронов Е.А., Карпов А.В. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Саратовский университет, 1989. 387 с.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2019. 281 с.
13. Емельянова И.Е. Понятие «одарённость» в психолого-педагогической литературе // Молодой учёный. 2018. № 2. С. 65-79.
14. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. Условия его реализации. Диагностика эффективности // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 12. С. 23-29.
15. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. 2018. № 3. С. 52-71.
16. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М.: Пед. общество России. 2019. 302 с.
17. Каргина З.А. Дополнительное образование детей: размышления о понятии // Известия ВГПУ. 2014. № 3. С. 78-81.
18. Каргина З.А. Особенности воспитания в условии дополнительного образования детей // Известия ВГПУ. 2012. № 1. С. 23-33.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: Издательский центр «МарТ», 2015. 447 с.
20. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики: монография. М.: Товарищесво научных изданий КМК, 2017. 265