Введение
1. Принципы коллективного внимания
2. Приемы развития коллективного внимания на уроках русского языка в начальной школе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы обусловлена тем, что психология внимания – одно из важнейших звеньев в цепи сознания. Наряду с другими видами психической активности – восприятием, мышлением, запоминанием, воображением, – внимание помогает нам познавать мир и самого себя. Его объектами могут быть предметы и явления, действия и отношения, мысли и чувства. Внимание – фактор успеха во многих сферах жизни. Обладающий им человек хорошо учится, плодотворно работает. Один из центральных вопросов умственного воспитания детей является вопрос о развитии внимания, как основы и необходимого условия успешной познавательной деятельности. Наличие хорошо развитого внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной, активной, т. к. внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий, а образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии достаточно развитого внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
В двадцатом столетии вопрос изучения внимания и особенностей его развития в младшем школьном возрасте приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.
В настоящее время накоплен достаточно большой опыт в изучении происхождения и развития внимания, различных его видов и свойств. Все без исключения авторы отмечают, внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем. С началом обучения детей в школе их внимание вступает в новую фазу своего развития, где решающую роль играет учение. По мере изучения различных учебных предметов внимание школьника значительно обогащается и развивается, формируются его свойства. Важную роль в развитии внимания детей младшего школьного возраста играет целенаправленное его формирование и совершенствование.
Одним из важных направлений в развитии внимания учащихся начальных классов является правильно организованная деятельность по освоению знаний различных учебных предметов, в частности русского языка. Занятия по русскому языку в начальной школе должны быть направлены на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, а так же посвящены работе над словом на начальной ступени школьного обучения.
Объектом исследования является работа с детьми младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Предметом исследования является развитие коллективного внимания младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
рассмотреть принципы о коллективном внимании;
приемы развития коллективного внимания на уроках русского языка в начальной школе.
Для решения поставленных задач использованы следующие научно-исследовательские методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие / М.К. Акимова. – СПб.: Питер 2005. – 304 с.
2. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология / Н.Л. Белопольская. – М.: «Когито – Центр» 2004. – 351 с.
3. Борискова М.И., Максимова Н.Ю. К вопросу о развитии внимания детей младшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – №1.
4. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. – 2004. – № 3. – С. 5-87.
5. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. – 2001. – №3. – С. 22-25.
6. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Свечников В.В. Исследование зрительного внимания младших школьников с помощью компьютерного метода // Образование и информатика. – 1997.
7. Джемс У. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1976.
8. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. / Послесловие проф. В.П.Зинченко. – Изд. 2-е, перераб. и исправл. – М.: Тривола, 2006. – 352 с.
9. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания: Автореф. Дис.канд. психол. наук. Иваново, 1970. – 18 с.
10. Калинникова С.Н. Экспериментальное изучение устойчивости внимания учащихся 5 и 8 классов (в процессе комментированного письма) // Экспериментальное исследование внимания. – М., 1970. – С. 12-33.
11. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника / С.С. Левитина. – М.: Просвещение, 1990. – 241 с.
12. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.
13. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания / Е.И. Кикоин. – М.: Академия, 1998. – 201 с.
14. Московкина А.Г. Как помочь ребенку с нарушением внимания // Дефектология. – 2000. – №2.
15. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. – 1982. - №2. - С. 10-12.
16. Психология внимания [Текст]. Хрестоматия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008. – 704 с.
17. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания. –М., 1996.
18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: школьный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО. – 2004. – 318 с.
19. Тарасова Людмила Евгеньевна. Формирование коллективного внимания младших школьников (Общепедагогический аспект): Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Саратов, 1999. – 242 c.
20. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург: издательство Литут, 2003.
21. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2005.
22. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). – М: Учитель, 2009.
23. Лаврова Н.М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями. // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 5. – С. 35-40.
24. Левушкина О.Н. Закрепление лексики. // Начальная школа. - 2008 - №5 – С. 47- 52.
25. Левушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологического анализа // Преподаватель. – 2009. – № 2-3. – С. 45-52.
26. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2004.
27. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1999.
28. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Вита, 2008.
29. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2007.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002.
31. Немов Р.С. Психология. – 4-е изд. – М.: Владос, 2004. – Кн.3. Психодиагностика.
32. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 2008 – 168 с.