Введение
- Понятие и особенности административного принуждения
- Классификация мер административного принуждения
- Меры административной ответственности (наказания)
Заключение
Список использованных источников
Реферат|Административное право
Авторство: bugalter
Год: 2013 | Страниц: 34
Введение
Заключение
Список использованных источников
Актуальность проблем административного принуждения обусловлена сегодня несколькими факторами, из которых можно выделить три основных, наиболее значимых. Во-первых, политический фактор – необходимость обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод граждан; создание и поддержание режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно - властных правовых отношений; обеспечение защиты государства, поддержание общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка.
Во-вторых, это правовой фактор, то есть реформирование и совершенствование в России административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а так же устанавливающего меры административного принуждения, административной ответственности, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях.
В-третьих, экономический фактор – стремление государства построить рыночную экономику, потребность государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах.
Данная проблематика все более и более привлекает внимание ученых и практиков. В юридической литературе появилось немало работ, как в виде отдельных статей, так и в виде монографических исследований, посвященным различным аспектам административного принуждения. Обилие работ по данной тематике вовсе не исключает, что некоторые вопросы этой многогранной и многоаспектной проблемы еще пока остаются вне поля зрения юристов, другие же требуют более углубленного, а подчас комплексного рассмотрения. Все это говорит об актуальности выбранной темы.
Целями данной работы являются обобщение материала по вопросам административного принуждения в юридической литературе и анализ соответствующих положений законодательства, а также практики его применения.
Административное принуждение, являясь составной частью государственного принуждения, представляет собой отраслевой вид принуждения, применяемый в соответствии с нормами административного права. С точки зрения сущности и социальной роли данный вид отраслевого принуждения наряду с убеждением традиционно рассматривается как метод государственного управления, а в сочетании с контрольно – надзорной деятельностью – как специальное юридическое средство обеспечения законности [30, С. 768].
Как показывает анализ литературы, среди ученых – административистов не сложилось единого мнения по вопросам понятия и объема административного принуждения, не взирая на пристальное внимание к данной проблеме, что можно объяснить сложностью изучаемого явления.
Исходя из того, что административно принудительные меры закреплены административным законодательством, нормы, регламентирующие данный вид принуждения, рассматриваются в качестве самостоятельного правового института административного права – административно - правового принуждения. По мнению ряда специалистов, корректнее говорить не об административном принуждении, а об административно - правовом.
Наличие различных подходов к трактовке термина «административное принуждение» с точки зрения правовой основы, оснований, порядка и субъектов его применения обусловило существование различных определений понятия административного принуждения.
В определениях данного вида отраслевого принуждения неизменно указываются как родовые признаки, присущие государственному и правовому принуждению в целом, так и его видовые черты, определяемые особенностью функционирования исполнительной власти. Так, некоторые авторы определяют административное принуждение как метод принудительного обеспечения должного поведения физических и юридических лиц (граждан и организаций) в сфере исполнительной власти в целях исполнения общественных правил и норм в конкретных областях жизнедеятельности общества (охрана общественного порядка, безопасность дорожного движения, разрешительная система, санитарная, пожарная безопасность и т.п.). Среди специфических признаков административного принуждения в процитированном определении указана сфера, в которой оно применяется, а именно сфера «исполнительной власти». В связи с этим в качестве сферы применения административного принуждения авторы указывают различные сферы деятельности органов исполнительной власти.
Например, Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов считают, что административное принуждение обеспечивает исполнение правил поведения, выраженных в административно - правовых нормах. Это метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, материального и физического характера, имеющих целью исправление и перевоспитание правонарушителей, а также предупреждение новых правонарушений [24, С. 608].
По мнению Д.И. Бернштейна, в определении административного принуждения необходимо взять за основу обязанность всех лиц и организаций поступать строго в соответствии с предписанием правовых норм, всегда быть готовыми отчитаться за исполнение своих правовых обязанностей перед государственными органами, а в случае неисполнения (нарушения) – претерпеть предусмотренные правом меры государственного принуждения или иные меры государственного или общественного воздействия, применяемые с целью перевоспитания, предупреждения подобных нарушений и возмещения причиненного вреда
[24, С. 608].
Д.Н. Бахрах, указывая на неразрывную связь административного принуждения с государственным принуждением, определяет его как состоящий в применении органами государственного управления, а в установленных случаях – судьями (судами) в порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителям с целью защиты охраняемых правом общественных отношений. В качестве специфических признаков административного принуждения он указывает субъектов, его применяющих, и нормы, закрепляющие порядок применения принудительных мер [26, С. 330].
По мнению Д.Н. Бахраха, субъектами административного принуждения могут быть только государственные органы. Кроме того, анализ предложенного определения позволяет увидеть, что в нем акцентируется внимание на фактических основаниях применяемых мер, под которыми понимаются исключительно неправомерные действия. Следует, на наш взгляд, согласиться с мнением Н.В. Макарейко, что это в значительной мере обедняет исследуемое явление, так как исключает из числа оснований противоправные бездействия, а также юридические факты, не связанные с правонарушениями, что совершенно не обоснованно [38, С. 12].
М.И. Еропкин отмечал, что административное принуждение представляет собой применение органами государственного управления, судами (судьями), а в случаях делегирования соответствующих государственно - властных полномочий – общественными организациями установленных законом мер, состоящих в понуждении к исполнению гражданами, должностными лицами юридических обязанностей в целях прекращения противоправных действий, привлечение к ответственности за административные проступки или обеспечение общественной безопасности [44, С. 528].
Таким образом, обзор существующих в литературе определений административного и административно - правового принуждения свидетельствует, что среди специалистов административного права нет единого подхода к определению понятия административного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения. В частности, налицо расхождения по поводу определения субъекта административного принуждения, оснований и целей его применения.
П.И. Кононов отмечает, что в административно - правовой науке сложились два основных подхода к вопросу об административном принуждении. Представители первого подхода (Д.Н. Бахрах, М.С. Студеникина и др.) рассматривают применение мер административного принуждения к лицу только как реакцию государства на совершенное этим лицом правонарушение. По их мнению, без правонарушения административное принуждение применяться не может. Сторонники второго подхода к рассматриваемой проблеме (А.П.Корнеев, А.П.Алехин и др.) полагают, что административное принуждение может применяться к лицу и при отсутствии в его действиях противоправного поведения, но в целях его предупреждения, а также для обеспечения общественной безопасности. Они выделяют так называемые административно - предупредительные меры, в частности обязательный технический осмотр транспортных средств, проверку документов у граждан, досмотр ручной клади и багажа пассажиров в аэропорту, введение карантина.
По мнению П.И. Кононова, схема возникновения административного принуждения может быть представлена следующим образом:
а) государство устанавливает нормы права;
б) установленные государством нормы права определяют права и обязанности субъектов общественных отношений в различных сферах жизни государства и общества и предусматривают механизм их добровольной и административно-принудительной реализации;
в) в случае отказа субъекта правоотношения от добровольной реализации предписаний норм права (соблюдения прав других лиц и исполнения обязанностей, соблюдения установленных запретов) включается механизм принудительной реализации, то есть административное принуждение, применяемое к этому субъекту.
Таким образом, единственным основанием для применения мер административного принуждения может явиться отказ лица от добровольного исполнения предписания, содержащегося в правовой норме, то есть противоправное поведение.
Сторонники второго подхода, замечает П.И. Кононов, произвольно объединяют в одну группу основания для применения правоограничительных мер и основания для применения мер административного принуждения и соответственно смешивают их. Меры административно – правового принуждения применяются в связи с противоправным поведением лица и в целях его прекращения, устранения вредных последствий, а также воспитания виновного. Правоограничительные, а точнее, меры административно – правового ограничения, называемые в литературе административно – предупредительными, применяются к лицу не в связи с его противоправным поведением. Основанием применения к лицу мер административно – правового ограничения является наличие потенциальных или реальных угроз его безопасности, безопасности других людей или государства, вызываемых причинами как природного и техногенного характера, так и противоправным поведением других лиц. Такие меры могут применяться в условиях стихийных бедствий, в иных чрезвычайных ситуациях, а также в обычных условиях в целях поддержания необходимого режима безопасности людей (личный досмотр и досмотр багажа, технический осмотр транспортных средств и т.п.). Меры административно – правового ограничения могут также применяться в целях обнаружения угрозы безопасности личности, выявления правонарушений (например, оперативно-розыскные мероприятия, контрольные проверки и др.). Основания и порядок применения такого рода мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина (право свободного передвижения, право собственности, личная неприкосновенность и пр.), должны строго регламентироваться федеральным законом в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ [71, С. 26 - 32].
Конституция РФ.
17.Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. – М.: Статут, 2000. – 251 С.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!