Реферат|Административное право

Административное принуждение его признаки и виды

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 34

Введение                                                                                                                 

  1. Понятие и особенности административного принуждения
  2. Классификация мер административного принуждения
  3. Меры административной ответственности (наказания)                             

Заключение                                                                                                           

Список использованных источников                                                                

Актуальность проблем административного принуждения обусловлена сегодня несколькими факторами, из которых можно выделить три основных, наиболее значимых. Во-первых, политический фактор – необходимость обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод граждан; создание и поддержание режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно - властных правовых отношений; обеспечение защиты государства, поддержание общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка.

Во-вторых, это правовой фактор, то есть реформирование и совершенствование в России административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а так же устанавливающего меры административного принуждения, административной ответственности, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях.

В-третьих, экономический фактор – стремление государства построить рыночную экономику, потребность государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах.

Данная проблематика все более и более привлекает внимание ученых и практиков. В юридической литературе появилось немало работ, как в виде отдельных статей, так и в виде монографических исследований, посвященным различным аспектам административного принуждения. Обилие работ по данной тематике вовсе не исключает, что некоторые вопросы этой многогранной и многоаспектной проблемы еще пока остаются вне поля зрения юристов, другие же требуют более углубленного, а подчас комплексного рассмотрения.  Все это говорит об актуальности выбранной темы.

Целями данной работы являются обобщение материала по вопросам административного принуждения в юридической литературе и анализ соответствующих положений законодательства, а также практики его применения.

  1. Понятие и особенности административного принуждения

Административное принуждение, являясь составной частью государственного принуждения, представляет собой отраслевой вид принуждения, применяемый в соответствии с нормами административного права. С точки зрения сущности и социальной роли данный вид отраслевого принуждения наряду с убеждением традиционно рассматривается как метод государственного управления, а в сочетании с контрольно – надзорной деятельностью – как специальное юридическое средство обеспечения законности [30, С. 768].

Как показывает анализ литературы, среди ученых – административистов не сложилось единого мнения по вопросам понятия и объема административного принуждения, не взирая на пристальное внимание к данной проблеме, что можно объяснить сложностью изучаемого явления.

Исходя из того, что административно принудительные меры закреплены административным законодательством, нормы, регламентирующие данный вид принуждения, рассматриваются в качестве самостоятельного правового института административного права – административно - правового принуждения. По мнению ряда специалистов, корректнее говорить не об административном принуждении, а об административно - правовом.

Наличие различных подходов к трактовке термина «административное принуждение» с точки зрения правовой основы, оснований, порядка и субъектов его применения обусловило существование различных определений понятия административного принуждения.

В определениях данного вида отраслевого принуждения неизменно указываются как родовые признаки, присущие государственному и правовому принуждению в целом, так и его видовые черты, определяемые особенностью функционирования исполнительной власти. Так,  некоторые авторы  определяют административное принуждение как метод принудительного обеспечения должного поведения физических и юридических лиц (граждан и организаций) в сфере исполнительной власти в целях исполнения общественных правил и норм в конкретных областях жизнедеятельности общества (охрана общественного порядка, безопасность дорожного движения, разрешительная система, санитарная, пожарная безопасность и т.п.). Среди специфических признаков административного принуждения в процитированном определении указана сфера, в которой оно применяется, а именно сфера «исполнительной власти». В связи с этим в качестве сферы применения административного принуждения авторы указывают различные сферы деятельности органов исполнительной власти.

Например, Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов считают, что административное принуждение обеспечивает исполнение правил поведения, выраженных в административно - правовых нормах. Это метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, материального и физического характера, имеющих целью исправление и перевоспитание правонарушителей, а также предупреждение новых правонарушений [24, С.  608].

По мнению Д.И. Бернштейна, в определении административного принуждения необходимо взять за основу обязанность всех лиц и организаций поступать строго в соответствии с предписанием правовых норм, всегда быть готовыми отчитаться за исполнение своих правовых обязанностей перед государственными органами, а в случае неисполнения (нарушения) – претерпеть предусмотренные правом меры государственного принуждения или иные меры государственного или общественного воздействия, применяемые с целью перевоспитания, предупреждения подобных нарушений и возмещения причиненного вреда
[24, С.  608].

Д.Н. Бахрах, указывая на неразрывную связь административного принуждения с государственным принуждением, определяет его как состоящий в применении органами государственного управления, а в установленных случаях – судьями (судами) в порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителям с целью защиты охраняемых правом общественных отношений. В качестве специфических признаков административного принуждения он указывает субъектов, его применяющих, и нормы, закрепляющие порядок применения принудительных мер [26, С.  330].

По мнению Д.Н. Бахраха, субъектами административного принуждения могут быть только государственные органы. Кроме того, анализ предложенного определения позволяет увидеть, что в нем акцентируется внимание на фактических основаниях применяемых мер, под которыми понимаются исключительно неправомерные действия. Следует, на наш взгляд, согласиться с мнением Н.В. Макарейко, что это в значительной мере обедняет исследуемое явление, так как исключает из числа оснований противоправные бездействия, а также юридические факты, не связанные с правонарушениями, что совершенно не обоснованно [38, С. 12].

М.И. Еропкин отмечал, что административное принуждение представляет собой  применение органами государственного управления, судами (судьями), а в случаях делегирования соответствующих государственно - властных полномочий – общественными организациями установленных законом мер, состоящих в понуждении к исполнению гражданами, должностными лицами юридических обязанностей в целях прекращения противоправных действий, привлечение к ответственности за административные проступки или обеспечение общественной безопасности [44, С.  528].

Таким образом, обзор существующих в литературе определений административного и административно - правового принуждения свидетельствует, что среди специалистов административного права нет единого подхода к определению понятия административного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения. В частности, налицо расхождения по поводу определения субъекта административного принуждения, оснований и целей его применения.

П.И. Кононов отмечает, что в административно - правовой науке сложились два основных подхода к вопросу об административном принуждении. Представители первого подхода (Д.Н. Бахрах, М.С. Студеникина и др.) рассматривают применение мер административного принуждения к лицу только как реакцию государства на совершенное этим лицом правонарушение. По их мнению, без правонарушения административное принуждение применяться не может. Сторонники второго подхода к рассматриваемой проблеме (А.П.Корнеев, А.П.Алехин и др.) полагают, что административное принуждение может применяться к лицу и при отсутствии в его действиях противоправного поведения, но в целях его предупреждения, а также для обеспечения общественной безопасности. Они выделяют так называемые административно - предупредительные меры, в частности обязательный технический осмотр транспортных средств, проверку документов у граждан, досмотр ручной клади и багажа пассажиров в аэропорту, введение карантина.

По мнению П.И. Кононова, схема возникновения административного принуждения может быть представлена следующим образом:

а) государство устанавливает нормы права;

б) установленные государством нормы права определяют права и обязанности субъектов общественных отношений в различных сферах жизни государства и общества и предусматривают механизм их добровольной и административно-принудительной реализации;

в) в случае отказа субъекта правоотношения от добровольной реализации предписаний норм права (соблюдения прав других лиц и исполнения обязанностей, соблюдения установленных запретов) включается механизм принудительной реализации, то есть административное принуждение, применяемое к этому субъекту.

Таким образом, единственным основанием для применения мер административного принуждения может явиться отказ лица от добровольного исполнения предписания, содержащегося в правовой норме, то есть противоправное поведение.

Сторонники второго подхода, замечает П.И. Кононов, произвольно объединяют в одну группу основания для применения правоограничительных мер и основания для применения мер административного принуждения и соответственно смешивают их. Меры административно – правового принуждения применяются в связи с противоправным поведением лица и в целях его прекращения, устранения вредных последствий, а также воспитания виновного. Правоограничительные, а точнее, меры административно – правового ограничения, называемые в литературе административно – предупредительными, применяются к лицу не в связи с его противоправным поведением. Основанием применения к лицу мер административно – правового ограничения является наличие потенциальных или реальных угроз его безопасности, безопасности других людей или государства, вызываемых причинами как природного и техногенного характера, так и противоправным поведением других лиц. Такие меры могут применяться в условиях стихийных бедствий, в иных чрезвычайных ситуациях, а также в обычных условиях в целях поддержания необходимого режима безопасности людей (личный досмотр и досмотр багажа, технический осмотр транспортных средств и т.п.). Меры административно – правового ограничения могут также применяться в целях обнаружения угрозы безопасности личности, выявления правонарушений (например, оперативно-розыскные мероприятия, контрольные проверки и др.). Основания и порядок применения такого рода мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина (право свободного передвижения, право собственности, личная неприкосновенность и пр.), должны строго регламентироваться федеральным законом в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ [71, С.  26 - 32].

Конституция РФ.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Гражданско-процессуальный кодекС.
  4. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении».
  5. Федеральный закон «О милиции».
  6. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
  7. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  8. Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства РФ № 789 от 01.11.2002 г «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание».
  10. Постановление Правительства РФ № 794 от 01.11.2002 г «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».
  11. Постановление Правительства РФ № 335 от 09.06.2003 г «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее продления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».
  12. Приказ МВД РФ № 803 от 21.08.2002 г «О должностных лицах системы МВД, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».
  13. Приказ МВД РФ № 250 от 14.04.2003 г «Об организации деятельности органов внутренних дел РФ по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство».
  14. Приказ МВД РФ № 900 от 16.09.2002 г «Об организации деятельности участкового уполномоченного милиции».
  15. Административная ответственность граждан / Под ред. Д.Н.Бахраха. – Пермь: Пермский университет, 1974. – 166 С.

17.Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. – М.: Статут, 2000. – 251 С.

  1. Агапов А.Б. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2004. – 928 С.
  2. Административная ответственность в СССР: Монография / Под ред. В.М.Манохина, Ю.С. Адушкина. – Саратов:Саратовский университет, 1988. – 166 С.
  3. Административное право: Учебник / Под ред. Г.В.Атаманчука. – М.: РАГС, 2003. – 391 С.
  4. Административное принуждение и административная ответственность: Сборник нормативных актов. – М.: БЕК, 1998. – 848 С.
  5. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права: Учебник. – М.: ТЕИС, 1994. – 279 С.
  6. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. Часть 2. Административно - правовая организация управления экономикой, социально - культурной и административно-экономической сферами: Учебник. – М.: ТЕИС, 1995. – 341 С.
  7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало – М», 2003. – 608 С.
  8. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 766 С.
  9. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 1999. – 303 С.
  10. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. – Свердловск: Уральский университет, 1989.
  11. Бахрах Д.Н. Меры административного пресечения // В сб.: Административная ответственность и гарантии ее законности. – Пермь: Пермский университет, 1969. – 425 С.
  12. Бахрах Д.М., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. – М.: Юридическая литература, 1977. – 80 С.
  13. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 768 С.
  14. Васильев Ф.П. Процессуальность в административной ответственность. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 803 С.
  15. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. – М.: Юридическая литература, 1975. – 142 С.
  16. Габричидзе Б.Н. Административное право: Учебник. – М.: Проспект, 2002. – 477 С.
  17. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР: (государственное и материальное исследование). – Воронеж: Воронежский университет, 1970. – 252 С.
  18. Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Юрист, 1999. – 320 С.
  19. Котельникова Е.А. Административное право: учебник для вузов. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. – 347 С.
  20. Лазарев Б. Административная ответственность. – М.: ИНФРА-М, 1985. – 77 С.
  21. Макарейко Н.В. Административное принуждение: особенности и классификация: Лекция. – Н.Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001. – 42 С.
  22. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. , Багишев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юрист, 1996. – 472 С.
  23. Методы и формы государственного управления. – М.:Юрист, 1977. – 334 С.
  24. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – М.:Юрист, 2002. – 468 С.
  25. Право и чрезвычайные ситуации / Под ред. О.С. Колбасова, М.М.Бринчук. – М.: ИГПАН, 1992. – 210 С.
  26. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права: Учебное пособие. – Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994. – 110 С.
  27. Советское административное право / Под ред. В.М.Манохина. – М.:Юрист, 1977. – 528 С.
  28. Советское административное право / Под ред. Василенкова П.Г. – М.: Юрист, 1990. – 576 С.
  29. Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? – М.: Советская Россия, 1990. – 126 С.
  30. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. – М.: Юринфоцентр, 1998. – 798 С.
  31. Четвериков В.С. Административное право: Учебное пособие. – М.: Новый Юрист, 1998. – 286 С.
  32. Абдурахманов А.А. О проблеме административной ответственности // Юрист. – 2000. - № 1. – С. 50 – 51.
  33. Алехин А.П. О современных тенденциях развития института административной ответственности в Российской Федерации // Вестник Московского университета. – 1992. - № 5. – С. 3 – 12.
  34. Андреев А.И. Обеспечение прав человека при наложении административных наказаний // Российский следователь. – 2003. - № 12. – С. 35 – 36.
  35. Анохин В.С. Привлечение к административной ответственности предпринимателей и юридических лиц // Арбитражная практика. – 2005. - № 1. – С. 74 – 81.
  36. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Юрист, 1997. – С. 167 – 185.
  37. Базылев Б.Т. Социальное назначение государственного принуждения в советском обществе // Правоведение. – 1968. - № 5. – С. 56 – 59.
  38. Бахрах Д.Н. Дисциплинарное принуждение // Правоведение. – 1985. - № 3. – С. 17 – 25.
  39. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. – 1999. - № 12. – С. 12 – 20.
  40. Бутков А.В. Административный штраф // Российский следователь. – 2004. - № 10. – С. 43 – 45.
  41. Веремеенко И.И. О классификации мер административного принуждения // Вестник МГУ. – 1970. - № 4. – С. 73 – 79.
  42. Гончарова Н.Г. О привлечении юридических лиц к административной ответственности // Закон. – 2005. - № 8. – С. 4 – 9.
  43. Горячева Ю.Ю. Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности // Арбитражная практика. – 2004. - № 7. – С. 31 – 40.
  44. Демин А.А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования // Государство и право. – 2005. - № 6. – С. 13 – 19.
  45. Дихтиевский П.В. Теоретические проблемы определения административно-правового принуждения в сфере обеспечения личной безопасности // Журнал российского права. – 2004. - № 11. – С. 55 – 60.
  46. Дугенец А. Общие правила применения административных взысканий // Юрист. – 2001. - № 2. – С. 36 – 37.
  47. Дугенец А. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность // Юрист. – 2001. - № 5. – С. 52 – 57.
  48. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. – 2001. - № 3. – С. 21 – 23.
  49. Каленский П.В. Некоторые проблемы применения дисквалификации в административном праве // Современное право. – 2004. - № 4. – С. 43 – 44.
  50. Князев С. Д. Современное российское административное право: состояние и перспективы развития // Правовая политика и правовая жизнь. – 2001. - № 4. – С. 28 – 40.
  51. Кожевников С. Н. Государственное принуждение: особенности и содержание // Светское государство и право. – 1978. - № 5. – С. 23 – 27.
  52. Козулин А.И. Принуждение в социальном регулировании: правовой аспект // Правоведение. – 1985. - № 3. – С. 34 – 38.
  53. Колпаков В. Структура административного принуждения // Закон и жизнь. – 2004. - № 4. – С. 16 – 20.
  54. Кононов П.И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал российского права. – 1998. - № 8. – С. 26 – 32.
  55. Костенников М.В., Савостин А. Теоретические проблемы административной ответственности // Следователь. – 1998. - № 7. – С. 47 – 51.
  56. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства // Юрист. – 2000. - № 9. – С. 47 – 52.
  57. Лукьянов В., Борисов Н. Угроза причинения вреда как последствие правонарушения // Российская юстиция. – 2002. - № 8. – С. 42 – 43.
  58. Максимов И.В. Административный арест как вид административного наказания // Правовая политика и правовая жизнь. – 2003. - № 2. – С. 165 – 176.
  59. Максимов И.В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как вид административного наказания // Современное право. – 2004. - № 6. – С. 21 – 26.
  60. Максимов И.В. Предупреждение как мера административного наказания // Юрист. – 2004. - № 11. – С. 40 – 44.
  61. Минашкин А.В. Административный штраф: некоторые материально-правовые и процессуальные аспекты // Законодательство и экономика. – 1998.-№11. – С. 16 – 20.
  62. Носков Б.П. О некоторых теоретических проблемах соотношения административного права и административного законодательства // Юридическое образование и наука. – 2003. - № 3. – С. 28 – 32.
  63. Осинцев Д.В. Проблемы кодификации законодательства об административно-правовом принуждении//Юридический мир.–1999.-№10.–С. 4- 16.
  64. Петровский А.В. привлечение к административной ответственности // Арбитражная практика. – 2004. - № 11. – С. 79 – 83.
  65. Поддубный А. К вопросу о понятии административного задержания // Юридический мир. – 2002. - № 5. – С. 25 – 32.
  66. Сорокин В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность административной ответственности // Правоведение. – 1999. - № 1. – С. 46 – 54.
  67. Страхов А. Виды административного принуждения // Российская юстиция. – 2001. - № 9.- С. 27 – 28.
  68. Студеникина М.С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. –1968.-№ 10. – С. 15.
  69. Студеникина М. Основные новеллы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Закон. – 2002. - № 7. – С. 3 – 8.
  70. Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве // Государство и право. – 2002. - № 7. – С. 25 – 28.
  71. Тюрин В.А. Совершенствование законодательства о мерах административного пресечения // Современное право. – 2003. - № 3. – С. 25 – 29.
  72. Тюрин В.А. Административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства по новому Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Следователь. – 2003. - № 4. – С. 50 – 53.
  73. Тюрин В.А. Понятие, признаки и юридическая характеристика мер административного пресечения (теоретический аспект) // Следователь. –2004.-№ 1. – С. 59 – 60.
  74. Тюрин В.А. Теоретико-правовая характеристика мер административного пресечения // Современное право. – 2004. - № 6. – С. 38 – 40.
  75. Ямпольская Ц.А. Об убеждении и принуждении в советском административном праве // Вопросы советского административного и финансового права. – М.: Юрид. лит-ра, 1952. – С. 173 – 181.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Административное право
2016 год 18 стр.
Реферат на тему: «Административное расследование»
Telesammit
Реферат Административное право
2014 год 16 стр.
Реферат на тему: «Субъекты административного процесса»
Реферат Административное право
2016 год 26 стр.
Реферат Понятие социального управления и его содержание
Telesammit
Реферат Административное право
2017 год 12 стр.
Реферат Статус гражданина в административно-правовой сфере
Svetlana
Реферат Административное право
2017 год 13 стр.
Реферат Формирование административного права США
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское