Жизнь людей все время сопряжена с опасностями, масштабы и спектр которых постоянно растут. Спектр опасностей весьма обширен: от опасностей быта до терроризма. Среди них особого внимания требуют опасности, связанные с новыми направлениями человеческой деятельности, например, генная инженерия, космонавтика, экстремальные виды туризма.
Статистика показывает, что платить за это приходится все дороже.
Только за последние 25 лет от стихийных бедствий и промышленных катастроф пострадало более миллиарда человек, в том числе около 5 миллионов погибло.
К настоящему времени общепризнанным является тот факт, что с развалом СССР и началом формирования в России рыночных отношений туризм был одним из первых направлений в экономике, где эти отношения наиболее стремительно развивались. Вместе с тем, как организаторы туризма на всех уровнях, так и сами его участники оказались не готовы к решению проблем безопасности в этой сфере.
Хартия туризма, принятая на VI сессии Генеральной ассамблеи ВТО в 198·5 году, требует обеспечивать безопасность туристов и их имушества посредством превентивных мер и мер защиты. Обязанности участников туристского процесса, в том числе и по обеспечению безопасности, изложены в принятом ВТО в 1999 году Глобальном этическом кодексе туризма.
Под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ушерба окружающей природной среде при совершении путешествий[1]. В то же время уровнем опасности можно управлять (устанавливать санитарно-защитные зоны вокруг опасных объектов, уменьшать массу хранящихся опасных веществ и др.).
Таким образом, говорить можно лишь о некотором допустимом уровне безопасности, при котором всегда существует остаточный риск или опасность. Как следствие этого - всегда должны приниматься меры как по предотвращению проявления опасностей, так и по ликвидации последствий их проявления. Пренебрегающие правилами безопасности и заботами об обеспечении безопасности туризма несут ощутимые потери при утрате потоков туристских прибытий. К примеру, Египет после терактов в отношении туристов в 1997 году, был наказан мировой общественностью двухлетней изоляцией от туристского экономического «пирога» И потерпел серьезный ущерб в развитии экономики, исторически ориентированной на массовый иностранный туризм еще со времен Томаса Кука.
Все чаще с каждым годом на планете происходят катастрофы техногенного и природного характера. Особое беспокойство вызывают техногенные катастрофы. По оценкам экспертов, их доля в общем «котле» всех ЧС - более 70%. Только в течение 2003 года в нашей стране произошло около 600 Чс. Экономические потери при этом достигли 100 млрд. рублей, что составляет около 0,5% ВВП. Известно также, что на обеспечение безопасности (ядерной, химической, биологической и др.) стратегически важных объектов требуется примерно 11 млрд. рублей. [2]
По прогнозам специалистов Федерального центра науки МЧС России, напряженная ситуация сохранится еще в течение нескольких лет. Причем, как они отмечают, более 50 млн. россиян продолжают проживать в зоне риска. Если количество ЧС еще 6-8 лет назад увеличивалось ежегодно примерно на 10%, то на протяжении последних двух лет этот показатель вырос до 30% в год. [3]
С техногенной точки зрения самыми опасными традиционно считаются регионы с наиболее развитой инфраструктурой. Это Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, Тюменская, Нижегородская, Челябинская, Кемеровская и Амурская области, Башкирия и Хабаровский край. Ожидаемыми в МЧС считают примерно 600 аварий в течение года на предприятиях нефтеперерабатывающей, угольной, металлургической и химической промышленности.
Общее число жертв, погибающих ежегодно на пожарах, составляет 18-20 тысяч человек. По причине ухудшения экологической обстановки россиянам по-прежнему угрожают вирусы: ВИЧ-инфекция, гепатит, грипп со всеми его старыми и новыми проявлениями. Распространение сибирской язвы и ящура приводит к существенному сокращению поголовья крупного рогатого скота. На высоком уровне продолжает сохраняться аварийность на транспорте.
О том, насколько для человека опасна техногенная среда, свидетельствуют статистические данные. Например, приводится следующая средняя численность погибающих в США при одной катастрофе: [4]
а) на транспорте: авиационном - 78; морском - 61; железнодорожном - 30;
б) в результате одного происшествия типа: взрыв - 26; пожар - 36.
Цель курсовой работы рассмотреть теоретические аспекты безопасности при организации туристских путешествий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- даются понятия «опасность» и «риск», приводится классификация рисков;
- рассматриваются вопросы обеспечения безопасности на транспорте;
- дается характеристика наиболее опасных для путешествий стран мира.
Глава 1. Общие вопросы безопасности туристов во время путешествия
1.1 Понятие безопасности и актуальность вопросов безопасности путешественников
Все чаще с каждым годом на планете происходят катастрофы техногенного и природного характера. Особое беспокойство вызывают техногенные катастрофы. По оценкам экспертов, их доля в общем «котле» всех ЧС - более 70%. Только в течение 2003 года в нашей стране произошло около 600 Чс. Экономические потери при этом достигли 100 млрд. рублей, что составляет около 0,5% ВВП. Известно также, что на обеспечение безопасности (ядерной, химической, биологической и др.) стратегически важных объектов требуется примерно 11 млрд. рублей. [5]
По прогнозам специалистов Федерального центра науки МЧС России, напряженная ситуация сохранится еще в течение нескольких лет. Причем, как они отмечают, более 50 млн. россиян продолжают проживать в зоне риска. Если количество ЧС еще 6-8 лет назад увеличивалось ежегодно примерно на 10%, то на протяжении последних двух лет этот показатель вырос до 30% в год.
С техногенной точки зрения самыми опасными традиционно считаются регионы с наиболее развитой инфраструктурой. Это Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, Тюменская, Нижегородская, Челябинская, Кемеровская и Амурская области, Башкирия и Хабаровский край. Ожидаемыми в МЧС считают примерно 600 аварий в течение года на предприятиях нефтеперерабатывающей, угольной, металлургической и химической промышленности.
Общее число жертв, погибающих ежегодно на пожарах, составляет 18-20 тысяч человек. По причине ухудшения экологической обстановки россиянам по-прежнему угрожают вирусы: ВИЧ-инфекция, гепатит, грипп со всеми его старыми и новыми проявлениями. Распространение сибирской язвы и ящура приводит к существенному сокращению поголовья крупного рогатого скота. На высоком уровне продолжает сохраняться аварийность на транспорте.
О том, насколько для человека опасна техногенная среда, свидетельствуют статистические данные. Например, авторы Биржаков М.Б. и Казаков Н.П. приводят следующую среднюю численность погибающих в США при одной катастрофе: [6]
а) на транспорте: авиационном - 78; морском - 61; железнодорожном - 30;
б) в результате одного происшествия типа: взрыв - 26; пожар - 36.
Безопасность - понятие важное и древнее, такое же необходимое для каждого туриста, как питание и сон. Поэтому обеспечение безопасности туристов во время путешествия - главная забота туристской фирмы. На обеспечение безопасности туристов направлен целый комплекс мер, осуществляемых туристскими организациями. При этом первостепенное значение имеют стабильная политическая обстановка в местах отдыха или путешествия и экологическое состояние этих мест. При несоответствии этих факторов норме - туризм затруднителен и небезопасен.
Очень важна в данном случае правдивая и полная информация для туристов об экологическом и политическом состоянии в стране (perионе) путешествия. Если туристская фирма не может гарантировать безопасность в нестабильных политических или неблагополучных экологически районах, то путешествия в эти регионы сокращаются. Примеров тому множество. Например, во время войны в Персидском заливе путешествия в страны этого peгиона в тот период сократились на 90%. Аналогичная ситуация имеется в наше время в Югославии и на Кавказе. Не производятся путешествия в экологически неблагополучные районы (Киевская область, Белоруссия и др.).
Турист едет в незнакомое ему место, часто в другую страну. Он не всегда знает, какой там климат, какие вещи, защитные средства, лекарства могут понадобиться в путешествии. Ему трудно бывает сориентироваться на месте из-за языковых различий. Предусмотреть, что может понадобиться туристу в путешествии, и дать ему наилучший совет - задача туристской фирмы.
Для примера можно взять опыт американской медкомпании, работающей в тесном контакте с турбизнесом «Пепто-Бисмол». Ее буклет под названием «Советник путешественника» (Travelers Advisory) вручается бесплатно каждому туристу при приобретении им тура. В этом буклете содержатся элементарные, но очень необходимые советы по сохранению здоровья путешествующим в разных странах.
Советы этого буклета помогут туристу сделать путешествие более безопасным с точки зрения здоровья.
Прежде всего, советуют авторы буклета, еще до выезда в путешествие необходимо узнать о климатических условиях выбранного места. Возможно, они не подойдут Вам по медицинским показаниям (аллергия, повышенное артериальное давление и др.). Может быть, Вам лучше поехать туда в другой, более благоприятный период (сезон). Для посещения некоторых экваториальных стран необходимо обязательно делать прививки от желтой лихорадки, которая действует примерно 10 лет, но должна быть сделана не позднее 10-15 дней до въезда в страну и др. Возможны и другие медицинские требования.
Желательно запастись необходимыми таблетками и медикаментами, так как можно не найти нужного лекарства в стране пребывания, а аналог не гарантирует того же действия и отсутствия побочных реакций.
Необходимо в путешествие брать с собой небольшую аптечку, в состав которой включаются антигистаминные, противовоспалительные, противоожеговые, перевязочные и дезинфицирующие материалы.
«Советчик путешественника» обращает внимание туристов на необходимость соблюдения осторожности и сдержанности при приеме незнакомой пищи в других странах, а также о нежелательности употребления сырой воды.
Солнце и плавание в меру - здоровье в путешествии! Необходимо помнить о важности использования в тропических странах солнцезащитных кремов и очков.
Плавать лучше всего в специально обозначенных местах водоемов и в бассейнах. В незнакомых местах можно наткнуться на «подводные сюрпризы», а также сама вода может привести к инфекционным или кожным заболеваниям.
При путешествии в другую страну необходимо объяснить туристам, как найти квалифицированного врача, куда обращаться в крайних случаях. Полезно иметь в своих дорожных документах на случай непредвиденных обстоятельств бланк, где указываются основные данные по состоянию здоровья (группа крови, возможные аллергические реакции, медицинские проблемы и рекомендации).
Страхование туристских поездок играет большую роль в обеспечении безопасности туристов.
При классическом страховании от несчастных случаев клиенту обычно компенсируется моральная сторона события - он получает материальную выплату за то, что его организму был нанесен ущерб. Это помимо оплаты по больничному листу. В ряде случаев суммы выплат превышают фактические издержки.
Однако все зависит от страхового договора, заключенного между страховой компанией и туристом.
К вопросам безопасности в туризме относятся также следующие аспекты:[7]
- соответствие подготовки туристов категории маршрута, тура (если речь идет о спортивных, походных, приключенческих турах и т. п.). На ряд маршрутов туристы допускаются только при наличии медицинской справки об отсутствии противопоказаний к путешествию;
- наличие высокой квалификации у гидов, инструкторов по туризму, сопровождающих туристов на маршруте (не допускаются к работе с туристами люди случайные, неподготовленные);
- надлежащее оборудование безопасных трасс передвижения туристов, а также пунктов их остановок.
Все это серьезные проблемы, которые решаются туристскими фирмами в целях успешной работы своих предприятий. Компании, занимающиеся страхованием в сфере туризма, вкладывают средства в предупредительные мероприятия. Например, в целях предупреждения пропажи туристов на маршрутах путешествий обеспечивают туристов радиостанциями.
Однако это не отменяет необходимости в работе специальных спасательных и контролирующих безопасность туристов служб.
У нас в стране такие контрольно-спасательные службы (КСС) действуют во всех регионах активного туризма.