Актуальность курсового исследования обусловлена тем, что указом Президента РФ от 01.03.2011 №250 «Вопросы организации полиции»[1] установлено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагается государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций (далее - вневедомственная охрана). Подразделения вневедомственной охраны МВД осуществляют деятельность по охране имущества граждан и организаций, а также подлежащих обязательной охране полицией объектов на договорной основе. В статье речь пойдет о том, в каком размере должны быть установлены тарифы на оказание охранных услуг, а также об особенностях использования в 2012 году средств от их оплаты. В соответствии с п. 4 ст. 47 Закона о полиции[2] тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Довольно часто крупные промышленные предприятия пользуются комплексом охранных мероприятий. Например, он может состоять из следующих услуг:
- охрана от проникновения на территорию охраняемого объекта сторонних лиц;
- проверка законности вывоза (выноса) материальных ценностей с предприятия, досмотр транспортных средств и проверка соответствия провозимых грузов сопроводительным документам;
- охрана имущества предприятия;
- обеспечение пропускного режима на предприятии, в том числе досмотр вещей, а при необходимости и личный досмотр на контрольно-пропускном пункте;
- установка и обслуживание охранной сигнализации; и т.п.
Более конкретный перечень услуг, оказываемых вневедомственной охраной, определяется письменным договором.
В числе авторов, так или иначе обращавшихся к основанию приобретения права собственности следует назвать такие имена, как Е. Ю. Валявин, И. В. Елисеев, А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой, Е.А. Суханов, Мозолин В.П, Масляев А.И., С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин, О.Н. Садикова, Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор, Гуев А.Н., Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, Ю.В. Романец и другие.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, адекватные специфике гражданского права: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.
Объект исследования – гражданско - правовые отношения в сфере договора охраны, предмет – договор охраны по российскому гражданскому праву.
Цель курсового исследования – изучить договор охраны по российскому гражданскому праву.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотреть общие положения о договоре охраны;
- осветить общую характеристику заключения договора охраны;
- исследовать заключение договора охраны в судебной практике;
- изучить содержание договора охраны.
Курсовое исследование состоит из введения двух глав включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1. Общая характеристика договора охраны
1.1 Общие положения о договоре охраны
В настоящее время в России существуют два вида охраны: частная и государственная. Частной занимаются частные охранные агентства, государственной - органы ведомственной охраны при государственных органах власти. Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.[3]
В то же время не все органы власти имеют возможность содержать штат охраны. В этих случаях ими заключаются договоры с учреждениями вневедомственной охраны органов внутренних дел.
В задачи вневедомственной охраны помимо обеспечения охраны имущества входят:
- оказание услуг, предусмотренных договорами с собственниками;
- подготовка проектов нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
- участие в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
- осуществление инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;
- организация и проведение научных исследований, опытно-конструкторских и иных работ в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполнение функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
- осуществление на охраняемых объектах технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт;
- организация и проведение испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечение в установленном порядке выдачи сертификатов на ее использование на территории РФ;
- участие в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.
Осуществление данных задач возлагается на:
- Центр оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны;
- управления (отделы) вневедомственной охраны при министерствах внутренних дел республик в составе РФ, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований;
- отделы (отделения) вневедомственной охраны городского, районного и поселкового уровня.
Вместе с тем деятельность подразделений вневедомственной охраны регулируется не только ФЗ «О полиции»[4], но и приказом МВД РФ от 21 апреля 2011 г. №222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».[5]
В соответствии положением в задачи управления (отдела) входят, в том числе:
- ведение бухгалтерского учета и отчетности по исполнению сметы расходов на содержание подразделений и аппарата управления (отдела);
- составление сводных статистических и бухгалтерских отчетов по финансово-хозяйственной деятельности и представление их в установленные сроки в соответствующие инстанции;
- принятие мер к своевременному взысканию дебиторской задолженности по договорам;
- осуществление мероприятий по обеспечению потребностей подразделений вневедомственной охраны в материально-технических и иных ресурсах, необходимых для выполнения служебных задач, в пределах норм, установленных МВД России.
Исходя из положений вышеуказанных документов подразделения вневедомственной охраны оказывают услуги по защите имущества собственников на договорной основе. При этом оплата охраны объектов и оказание других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и пятипроцентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Средства, полученные от оказания услуг по охране имущества, после уплаты налогов и сборов расходуются на содержание и развитие материально-технической базы, стимулирование оплаты труда сотрудников и работников подразделений, а также на иные цели, предусмотренные сметой доходов и расходов.
Таким образом, одной из основных задач учреждений вневедомственной охраны является охрана имущества собственников. За такие услуги взимается установленная договорами плата. Отдельные учреждения силовых ведомств, наряду с иными учреждениями и организациями, пользуются услугами подразделений вневедомственной охраны. На первый взгляд проблем с налогообложением возникнуть не должно, однако все зависит от срока налоговой проверки.