Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
1.1 Понятие стратегии, ее сущность
1.2 Классификации стратегий
1.3. Специфика стратегии малых предприятий
Глава 2. Необходимость и предпосылки формирования стратегии развития предприятия ООО Альтер-энерго
2.1 Анализ хозяйственной деятельности ООО Альтер-Энерго
2.2 Анализ внешней среды ООО Альтер-Энерго
2.3 Анализ внутренней среды ООО Альтер-Энерго
Глава 3. Формирование стратегии развития предприятия для ООО Альтер-энерго
3.1 Определение основных направлений разработки стратегии развития ООО Альтер-Энерго
3.2 Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ООО Альтер-Энерго
3.3 Расчет эффективности основных мероприятий стратегии развития ООО Альтер-Энерго
Заключение
Список литературы
В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.
В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.
В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.
Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому индивидуально и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.
В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?
Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему формирования стратегии развития предприятия.
Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия на примере ООО Альтер-Энерго.
Объект исследования – ООО Альтер-Энерго.
Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:
- Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
- Описать виды стратегии;
- Дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;
- Проанализировать хозяйственную деятельность, внешнюю и внутреннюю среду ООО Альтер-Энерго;
- Определить основные направления разработки стратегии развития ООО Альтер-Энерго;
- Составить план мероприятий по формированию стратегии развития ООО Альтер-Энерго и оценить их эффективность.
Структура проекта представлена введением, тремя главами, в каждой из которых по три параграфа, заключением, списком литературы и приложением.
Большой вклад в изучение проблемы стратегического развития предприятия внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Чандлер, И. Ансофф, Г. Клейнер, Д. Хасси, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, С.А. Попов, Л. И. Евенко и другие.
Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
1.1 Понятие стратегии, ее сущность
Исследователи и практики хозяйственной деятельности предприятия часто используют понятие «стратегия» по-разному, полагая, что это общий термин, не нуждающийся в специальном определении, хотя его содержательная составляющая, как правило, предполагает некие различия. Такое отношение ведет к путанице, подмене смысловых содержаний. Каждый исследователь считает, что его вариант дефиниции наиболее верный.
Термин «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду [9] или strategos – искусство генерала [15]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств [11].
В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия предприятия. Помимо использования понятия стратегии в военной практике, его употребление можно услышать и в политике. Так, Л. М. Куликов – как «общий план достижения каких-либо (обычно крупных, общественно значимых) целей» [9]. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой [11].
Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах нынешнего столетия. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20% [11]. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения боя» [20], «науку и искусство развертывания войск для боя» [2], «высшую область военного искусства» [23].
Понятие стратегии вошло и в лексикон делового управления: появились термины: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление».
В результате исследования и анализа экономической литературы выявлены (табл. 1.1) [17, 26] следующие определения понятия «стратегии».
Таблица 1.1
Определения понятия «стратегия»
Автор
|
Определение
|
1 . И. Ансофф, К. А. Волкова, И. П. Дежкина , Ф. К. Казакова , А. Н. Люкшинов
|
Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
|
2. В. А. Винокуров
|
Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, форм и способов ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
|
3. М. К. Старовойтов
|
Стратегия компании – это идеология развития, качественного конкретизирования в виде ориентиров и состояний компании, последовательности действий по их достижению в рамках сформированных целей.
|
4. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Б. Б. Стародубцева
|
Стратегия – это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.
|
5. М. Д. Крук
|
Стратегия – это правила принятия решений, которые формируются в момент начала их реализации.
|
6. П. Дойль
|
Стратегия – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.
|
7. Дж. Глин, В. Маркова, Д. Перкинс
|
Стратегия – это основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь, ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.
|
8. В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова
|
Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Это своего рода «нить времени», связывающая прошлое и будущее и одновременно указывающая путь к развитию.
|
9. В. С. Ефремов
|
Стратегия – это образ действий, обусловливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале.
|
10. Э. А. Уткин
|
Стратегия – это совокупность главных целей предприятия и основных способов достижения данных целей.
|
И.О. С. Виханский
|
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
|
12. М . X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури
|
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
|
13. Р. А. Фатхутдинов
|
Стратегия – это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.
|
14. Е. Е. Вершигора
|
Стратегия – это общий всесторонний план достижения цели.
|
15. Б. В. Прыкин, Л. В. Прыкина, Н. Д. Эриашвили
|
Стратегия – это исследование сценариев развития будущего организации; обоснованная идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе; стратегическая альтернатива с установлением целей; общий всесторонний план их достижения; комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации как совокупность ориентиров ее деятельности. Стратегия – это система всеобъемлющего контроля, действие в инновационной политике, гибкая политика кадров, исследование будущего, сценарий ситуаций, идея и преимущества в конкурентной борьбе, система способов управления системами и совокупность ориентиров для их развития, комплексный системный план достижения целей, совместная «оркестровая» работа групп, организации, профсоюзов и правительства.
|
16. К. А. Волкова, И. П. Дежкина, Ф. К. Казакова
|
Стратегия – это весь взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.
|
17. А. А. Томпсон, А. Дж. Ш. Стрикленд
|
Стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия – это обязательство осуществлять одну совокупность действий, а не другую.
|
18. М. Д. Соколов
|
Стратегия – это совокупность правил для принятия решений в целях обеспечения устойчивого роста и развития фирмы.
|
19. Н. Туленков
|
Стратегия – это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность предприятия, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность предприятия к выживанию в конкретной ситуации.
|
20. И. Склярова
|
Стратегия – это путь к достижению целей, продекларированных в миссии.
|
21 . А. Д. Гительман
|
Стратегия – это общее направление, генеральная линия развития предприятия.
|
22. А. Чандлер
|
Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
|
Таким образом, на основании вышеизложенного авторы предлагают следующую формулировку: стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность [22].