В России с конца 60-х годов XIX века до конца 20-х годов XX века центральное место в социологии и занимала субъективная школа, которую представляли П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков и Н. Кареев. Школа являет собой несколько поколений последователей, например, Н. Рейнгардт, В. Чернов, А. Красносельский, Е. Колосов, Э. Энгельгардт, М. Менский. На русскую интеллигенцию школа оказывала огромное влияние. За границей в то время ее называли «русской школой». Целью данной работы является рассмотрение четырех наиболее ярких ее представителей-ученых: Лаврова, Михайловского, Южакова и Кареева), чтобы выявить идейные сходства и различия каждого социолога в отдельности.
Развитие социологической мысли в России – с середины XIX века до 1918 года XX века – связано с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900), Н. К. Михайловский (1822-1904), Н.И. Карев (1850-1931) и С.Н. Южаков (1849-1911). Направление социальной мысли, которому они дали развитие, получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления впервые были сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии – О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, основой субъективной социологии были разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Большое внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по мнению Лаврова, состоит в переработке культуры, а именно: «в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями». Субъективные социологи рассматривают цивилизацию как сознательное историческое движение, которое осуществляется критической мыслью. Мысль, в свою очередь, реально появляется только через действия личности, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности и передовая интеллигенция.
- Позитивизм Лаврова Петра Лавровича (1823-1900)
Социология – наука об обществе и системах, составляющих его. Общество- это не только собрание реальных единиц, но формы их взаимодействия, которые были созданы сознательно для удовлетворения своих потребностей. Общественные процессы представляют собой реализацию потребностей в порядке – от общих к большому или меньшему числу, в соответствии с изменяющимися общественными формами. В социологические процессы все воздействия беспристрастных предметов и действий переходят только в субъективной форме потребностей, составлящих систему сил, деятельную в предоставленной географической среде и исторической среде, которая и дает социологические продукты.
Здесь беспристрастны личности в их деловитости, дозволяющее статистическое определение и историческую оценку и среда, в которой проистекает социологическое творчество. Но деятельные силы субъективны и продукты вновь субъективны [3. С. 210]. Из таких размышлений возникло название школы. Если рассматривать в качестве многоплановой теории индивидуальный способ, то необходимо отметить её преобладающее оглавление, системообразующую сторону. Таковой, непременно, тут является моральный субъективизм, т. е. «преподавание, сущность которого состоит в оценке условной значимости явлений на основании высоконравственного миросозерцания (совершенства) исследователя и построения научной теории при поддержке такого же аспекта». П. Лавров пришёл к этическому субъективизму исходя из идеи о целеполагающей энергичности личности как субъекта летописи. «…Пора бы людям размышляющим, – писал Лавров, – изучить себе одну чрезвычайно элементарную вещицу: что отличие принципиального и маловажного, благодетельного и вредоносного, неплохого и отвратительного, имеются различия, имеющиеся только для человека, а совсем чужды природе и вещам самим в себе…»
Субъективный способ напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Сущность прогресса «все-таки лежит в субъективном взгляде мыслителя на то, что лучше или ужаснее для человека или населения земли». Исходя из этого, Лавров смоделировал свою формулу прогресса: формирование личности в физиологическом, умственном и высоконравственном отношении, воплощении в публичных формах правды и верности – вот короткая формула, обнимающая, как мне видится, всё, что разрешено полагать прогрессом.
Однако этико-субъективный подход не представлял из себя только субъективные построения, а был скорее парадигмальной моделью освоения реальности. Субъективный способ как наука взял свое начало из теоретической предпосылки о социально-активной функции личности в истории и на данной базе перешел в целостное преподавание о прогрессе как высоконравственном императиве летописи. Говоря о стоимости прогресса, Лавров направлял интерес на то, что в летописи нередко упоминают о богатырях, умнейших персонах, забывая о тех критериях, при которых они действовали, и при которых население земли было «осчастливлено» их появлением. «Для такого, чтоб эта малая группа могла создаться, говорил Лавров, – нужно было, чтоб посреди большинства, дерущегося раз в час за своё наличие, оказалось меньшинство, обеспеченное от самых тяжёлых хлопот жизни». И не настолько уж принципиально, что населению земли прогресс меньшинства обошёлся недешево. Важнее то, что цвет народа, эти «единственные представители цивилизации» (интеллигенция) так недешево обошлись большинству, а за эту стоимость изготовлено так мало. Отсюда и берёт правило мысль «неоплатного долга» российской интеллигенции, мысль жертвенности. Ведь это меньшинство мало заботится о развитии вокруг себя, о распространении идеи и о прогрессе в культуре.