Реферат|Социология

Реферат Субъективная школа в русской социологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 20

Введение                                                                                                             

  1. Позитивизм Лаврова Петра Лавровича (1829-1900)
  2. Психологизм Михайловского Николая Константиновича (1822-1904) в социологии  
  3. Социологические идеи Кареева Николая Ивановича (1850-1931)
  4. Позиция Южакова Сергея Николаевича (1849-1911)

Заключение                                                                                                        

Список литературы                                                                                            

В России с конца 60-х годов XIX века до конца 20-х годов XX века центральное место в социологии и занимала субъективная школа, которую представляли П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков и Н. Кареев. Школа являет собой несколько поколений последователей, например, Н. Рейнгардт, В. Чернов, А. Красносельский, Е. Колосов, Э. Энгельгардт, М. Менский. На русскую интеллигенцию школа оказывала огромное влияние. За границей в то время ее называли «русской школой». Целью данной работы является рассмотрение четырех наиболее ярких ее представителей-ученых: Лаврова, Михайловского, Южакова и Кареева), чтобы выявить идейные сходства и различия каждого социолога в отдельности.

Развитие социологической мысли в России – с середины XIX века до 1918 года XX века – связано с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900),  Н. К. Михайловский (1822-1904),  Н.И. Карев  (1850-1931) и С.Н.  Южаков (1849-1911). Направление социальной мысли, которому они дали развитие, получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления впервые были сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии – О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, основой субъективной социологии были  разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Большое внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по мнению Лаврова, состоит в переработке культуры, а именно: «в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями». Субъективные социологи рассматривают цивилизацию как сознательное историческое движение, которое осуществляется критической мыслью. Мысль, в свою очередь, реально появляется только через действия личности, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности и передовая интеллигенция.

 

  1. Позитивизм Лаврова Петра Лавровича (1823-1900)

 Социология – наука об обществе и системах, составляющих его. Общество- это не только собрание реальных единиц, но формы их взаимодействия, которые были созданы сознательно для удовлетворения своих потребностей. Общественные процессы представляют собой реализацию потребностей в порядке – от общих к большому или меньшему числу, в соответствии с изменяющимися общественными формами. В социологические процессы все воздействия беспристрастных предметов и действий переходят только в субъективной форме потребностей, составлящих систему сил, деятельную в предоставленной географической среде и исторической среде, которая и дает социологические продукты.

Здесь беспристрастны  личности в их деловитости, дозволяющее статистическое определение и историческую оценку и среда, в которой проистекает социологическое творчество. Но деятельные силы субъективны и продукты вновь субъективны [3. С. 210]. Из таких размышлений возникло название школы. Если рассматривать в качестве многоплановой теории индивидуальный способ, то необходимо отметить её преобладающее оглавление, системообразующую сторону. Таковой, непременно, тут является моральный субъективизм, т. е. «преподавание, сущность которого состоит в оценке условной значимости явлений на основании высоконравственного миросозерцания (совершенства) исследователя и построения научной теории при поддержке такого же аспекта». П. Лавров пришёл к этическому субъективизму исходя из идеи о целеполагающей энергичности личности как субъекта летописи. «…Пора бы людям размышляющим, – писал Лавров, – изучить себе одну чрезвычайно элементарную вещицу: что отличие принципиального и маловажного, благодетельного и вредоносного, неплохого и отвратительного, имеются различия, имеющиеся только для человека, а совсем чужды природе и вещам самим в себе…»

Субъективный способ напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Сущность прогресса «все-таки лежит в субъективном взгляде мыслителя на то, что лучше или ужаснее для человека или населения земли». Исходя из этого, Лавров смоделировал свою формулу прогресса: формирование личности в физиологическом, умственном и высоконравственном отношении, воплощении в публичных формах правды и верности – вот короткая формула, обнимающая, как мне видится, всё, что разрешено полагать прогрессом.

Однако этико-субъективный подход не представлял из себя только субъективные построения, а был скорее парадигмальной моделью освоения реальности. Субъективный способ как наука взял свое начало из теоретической предпосылки о социально-активной функции личности в истории и на данной базе перешел в целостное преподавание о прогрессе как высоконравственном императиве летописи. Говоря о стоимости прогресса, Лавров направлял интерес на то, что в летописи нередко упоминают о богатырях, умнейших персонах, забывая о тех критериях, при которых они действовали, и при которых население земли было «осчастливлено» их появлением. «Для такого, чтоб эта малая группа могла создаться, говорил Лавров, – нужно было, чтоб посреди большинства, дерущегося раз в час за своё наличие, оказалось меньшинство, обеспеченное от самых тяжёлых хлопот жизни». И не настолько уж принципиально, что населению земли прогресс меньшинства обошёлся недешево. Важнее то, что цвет народа, эти «единственные представители цивилизации» (интеллигенция) так недешево обошлись большинству, а за эту стоимость изготовлено так мало. Отсюда и берёт правило мысль «неоплатного долга» российской интеллигенции, мысль жертвенности. Ведь это меньшинство мало заботится о развитии вокруг себя, о распространении идеи и о прогрессе в культуре.

  1. Южаков С.Н. Субъективный метод // Социологические этюды – СПб., 1891.Т.1
  2. Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в 8 томах. М., 1934. Т.1
  3. Лавров П.Л. Избранные произведения. – Т.1
  4. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в двух томах. Т.2 М., 1965
  5. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989, 364 С.
  6. Бердяев Н.А. О русской философии: В 2 ч. Свердловск, 1991, 243 С.
  7. Герцен А.И. Старый мир и Россия, письма к В. Линтону // Герцен А.И. Собр. соч. в 30 тт. М., 1954 - 1966, 318 С.
  8. Новикова С. С. История развития социологии в России М., 1996, 267 С.
  9. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко. Москва. 2003г. 30 –127 С.
  10. Социология. Краткий курс. В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Москва. 2003 г. 49-73 С.
  11. Социология. Учебник для вузов. Москва 2003г. 20-57 С.
  12. Радугин А.А., Радугин К. А. Социология. Москва. 1996 г.
  13. Тощенко Ж.Т.. Социология. Москва. 1994 г.
  14. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991, 294 С.
  15. Смелзер Н. Социология. Москва. 1994 г.
  16. Габдуллина К. Г. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Социология
2014 год 20 стр.
Реферат Социология Питирима Сорокина
Telesammit
Реферат Социология
2014 год 22 стр.
Реферат Социология Огюста Конта
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское