Введение
Глава 1. Государственный гражданский служащий как особый субъект правовых отношений
1.1. Понятие «государственный гражданский служащий»
1.2. Общая характеристика правового статуса государственных гражданских служащих и его элементов
Глава 2. Специфика правового статуса государственных гражданских служащих
2.1. Права и обязанности государственных гражданских служащих
2.2. Ограничения и запреты как элементы правового статуса государственных гражданских служащих
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Реформа государственной службы - глобальное явление, охватившее и экономически сильные государства, и те, которые только встают на путь самостоятельного развития. В этом контексте особое значение приобретает принцип согласования реформ системы государственной службы в России и других странах мира.
Функционирование любого государства напрямую зависит от состояния государственного аппарата, от эффективной работы государственных органов и, в первую очередь, их государственных служащих. В любой системе социального управления, непосредственно или, в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и системы взаимосвязей. Обязанности и права государственных служащих являются основой их правового статуса.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере правового статуса государственных служащих.
Предметом работы является организация и правовое обеспечение статуса государственных служащих.
Цель работы: исследовать правовой статус государственного гражданского служащего.
Цель исследования обусловила задачи:
- Рассмотреть понятие «государственный гражданский служащий»;
- Изучить общую характеристику правового статуса государственных гражданских служащих и его элементов;
- Определить права и обязанности государственных гражданских служащих как основа их правового статуса;
- Выделить ограничения и запреты как элементы правового статуса государственных гражданских служащих.
Методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, юридико-догматический, метод толкования права, логический и другие методы.
Нормативную базу работы составляют Конституция РФ, положения Федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения государственной службы РФ.
Теоретической базой работы послужили труды ученых-правоведов: Г. С.В. Наймушина, С.А. Роганова, В.И. Петрова, С.Н. Хохлова, Г.Н. Драган, В.Н. Гоголева, Н.А. Волкова и других.
Эмпирическая база исследования – опубликованная судебная практика по теме.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Государственный гражданский служащий как особый субъект правовых отношений
1.1. Понятие «государственный гражданский служащий»
Государственная гражданская служба немыслима без своего основного субъекта - государственного гражданского служащего (далее также - гражданский служащий). Качественное и правильное решение органами государственной власти экономических, политических, социальных задач во многом зависит от конкретной деятельности гражданских служащих.
В соответствии со ст. 13 Закона о гражданской службе[1] гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.
Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
В современных условиях гражданские служащие решают ряд задач, в первую очередь направленных на соблюдение правовых и демократических основ государства, обеспечение социальной стабильности общества, защиту прав и свобод граждан. Успех профессиональной служебной деятельности гражданского служащего во многом зависит от определения его правового положения (статуса).
Под правовым статусом гражданских служащих понимается совокупность юридических элементов, выражающих специфику прав и обязанностей, свобод и правоограничений (ограничений и запретов), социально-правового обеспечения и гарантий, требований к служебному поведению, поощрений и ответственности, определяющих сущность государственных гражданско-служебных отношений, субъектами которых они являются[2].
Статус гражданского служащего должен быть публично-правовым и регламентироваться нормами административного права, а не трудового, как это было до недавнего времени.
В настоящее время Закон о гражданской службе вобрал в себя нормы трудового законодательства и наиболее полно регулирует государственно-служебные отношения, при этом законодатель акцентирует внимание на вопросах нового статуса гражданских служащих, их правах и обязанностях, ограничениях, запретах, разрешении конфликтов интересов на гражданской службе, прохождении гражданской службы и т.д.
Однако ТК РФ[3] до сих пор может применяться к отношениям гражданской службы, но не в полном объеме, а лишь в случаях, не урегулированных указанным Законом и другими актами федерального законодательства о гражданской службе. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно увидеть, что в ряде европейских стран правовой статус гражданских служащих регулируется нормами не трудового, а исключительно административного права. Это характерно для Франции, Германии, Великобритании и др.
Необходимо подчеркнуть, что статус гражданского служащего должен кардинально отличаться не только от статуса работников по трудовому договору, но и от других видов государственных служащих.
Особенности статуса гражданских служащих, отличающие его от статуса наемных работников и иных категорий государственных служащих, в частности, состоят в том, что:
гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ;
предусмотрен порядок приобретения и прекращения статуса;
на законодательном уровне установлены ограничения и запреты, связанные с гражданской службой;
государственному служащему предоставляются определенные государственные гарантии.
Содержание правового статуса гражданского служащего составляют комплекс прав и обязанностей, определенные правоограничения (ограничения и запреты), гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, требования к служебному поведению и ответственность гражданского служащего. Права и обязанности гражданских служащих являются наиболее важными элементами их правового статуса. Для эффективного выполнения ими государственных функций необходимо, чтобы круг стоящих перед ними задач и объем служебных полномочий был четко регламентирован нормами права.