Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты планирования инвестиций
1.1. Содержание, формы и принципы планирования инвестиций
1.2. Особенности планирования инвестиций
1.3. Методика, технология планирования инвестиций и их экономическая оценка
Глава 2. Эффективность планирования инвестиций и их экономическая оценка
2.1. Анализ эффективности планирования инвестиций
2.2. Разработка рекомендаций по планированию инвестиций
Заключение
Список литературы
Актуальность темы определяется тем‚ что инвестиционная деятельность предприятия - важная неотъемлемая часть его общей хозяйственной деятельности. Значение инвестиций в экономике предприятия трудно переоценить. Для современного производства характерны постоянно растущая капиталоемкость и возрастание роли долгосрочных факторов. Чтобы предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурентоспособность своей продукции и укреплять свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал, и вкладывать его выгодно. Поэтому ему необходимо тщательно разрабатывать инвестиционную стратегию и постоянно совершенствовать ее для достижения вышеназванных целей.
Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для предприятий всех организационно-правовых форм.
Цель исследования: анализ планирования инвестиций и экономическая оценка.
Задачи исследования:
- Исследовать содержание, формы и принципы планирования инвестиций;
- Исследовать особенности планирования инвестиций;
- Исследовать методику, технологию планирования инвестиций и их экономическая оценка;
- Провести анализ эффективности планирования инвестиций;
- Разработка рекомендаций по планированию инвестиций.
Предмет исследования: планирование инвестиций. Объект исследования: предприятие.
1. Глава. Теоретические и методологические аспекты планирования инвестиций
1.1 Содержание, формы и принципы планирования инвестиций
Любая фирма в результате своего функционирования сталкивается с необходимостью вложения средств в развитие собственной инфраструктуры. Производственные предприятия вкладывают средства в модернизацию оборудования, торговые в маркетинговые исследования. Иначе говоря, чтобы фирма эффективно развивалась, ей необходимо наличие четкой политики своей инвестиционной деятельности. В любой эффективно действующей фирме вопросы управления инвестиционным процессом занимают одно из самых главных мест [3, c.91].
Учитывая фактор ограниченности ресурсов, можно выделить мультипроекты, монопроекты и международные проекты.
Мультипроекты используют в тех случаях, когда замысел заказчика проекта относится к нескольким взаимосвязанным проектам, каждый из которых не имеет своего ограничения по ресурсам.
Мультипроектом считается выполнение множества заказов (проектов) и услуг в рамках производственной программы фирмы, ограниченной ее производственными, финансовыми, временными возможностями и требованиями заказчиков.
В качестве альтернативных мультипроектам выступают монопроекты, имеющие четко очерченные ресурсные, временные рамки, реализуемые единой проектной командой и представляющие собой отдельные инвестиционные, социальные проекты.
Международные проекты обычно отличаются значительной сложностью и стоимостью. Их отличает также важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются.
Специфика таких проектов заключается в следующем: оборудование и материалы для таких проектов обычно закупаются на мировом рынке. Отсюда - повышенные требования к организации, осуществляющей закупки для проекта.
Уровень подготовки таких проектов должен быть существенно выше, чем для аналогичных "внутренних" проектов.
Инвестиционные проекты, анализируемые в процессе составления бюджета капитальных вложений, имеют определенную логику.
С каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток (Cash Flow), элементы которого представляют собой либо чистые оттоки (Net Cash Outflow), либо чистые притоки денежных средств (Net Cash Inflow). Под чистым оттоком в k-м году понимается превышение текущих денежных расходов по проекту над текущими денежными поступлениями (при обратном соотношении имеет место чистый приток). Денежный поток, в котором притоки следуют за оттоками, называется ординарным. Если притоки и оттоки чередуются, денежный поток называется неординарным.
Чаще всего анализ ведется по годам, хотя это ограничение не является обязательным. Анализ можно проводить по равным периодам любой продолжительности (месяц, квартал, год). При этом, однако, необходимо помнить о сопоставимости величин элементов денежного потока, процентной ставки и длины периода.
Предполагается, что все вложения осуществляются в конце года, предшествующего первому году реализации проекта, хотя в принципе они могут осуществляться в течение ряда последующих лет.
Приток (отток) денежных средств относится к концу очередного года.
Коэффициент дисконтирования, используемый для оценки проектов с помощью методов, основанных на дисконтированных оценках, должен соответствовать длине периода, заложенного в основу инвестиционного проекта (например, годовая ставка берется только в том случае, если длина периода - год).
Необходимо особо подчеркнуть, что применение методов оценки и анализа проектов предполагает множественность используемых прогнозных оценок и расчетов. Множественность определяется как возможность применения ряда критериев, так и безусловной целесообразностью варьирования основными параметрами. Это достигается использованием имитационных моделей в среде электронных таблиц [12, c.77].
До самого последнего времени расчет эффективности капиталовложений производился преимущественно с "производственной" точки зрения и мало отвечал требованиям, предъявляемым финансовыми инвесторами:
Экологическая оценка: существующие экологические условия, потенциальное влияние проекта на окружающую среду.
Коммерческий анализ: есть ли рынок продукции (услуг), выпускаемых по рассматриваемому проекту. Результаты данного анализа являются ключевыми для экономического и финансового.
По представленным этапам можно выделить типичные ошибки, просчеты в инвестиционных проектах.
Основная масса идей, лежащих в основе инвестиционных проектов, является результатом НИОКР, изобретений; практически отсутствуют идеи со стороны потребителей, рынка, конкурентов. Между тем в западных фирмах более 50% идей подсказывают потребители, что резко уменьшает риск неудач.
При оценке проектов основной упор делается на производственно-технические, частично на финансовые показатели. Как правило, практически отсутствует анализ рыночной ситуации - размера и прибыльности рынка, состояния конкуренции, характеристики товаров конкурентов, оценка доли рынка, которую можно захватить [11, c.64].
Отсутствуют либо недостаточно конкретно указаны потенциальные потребители продукции, их характеристики.
Разработка и реализация конкретного инвестиционного проекта осуществляется в несколько этапов (фаз): предынвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный, ликвидационно-аналитический.
На втором этапе осуществляются капитальные вложения, определяется оптимальное соотношение по структуре активов (производственные мощности, производственные запасы, денежные средства), уточняются график и целесообразная очередность ввода мощностей, устанавливаются связи и заключаются договоры с поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов, определяются способы текущего финансирования предусматриваемой проектом деятельности, осуществляется подбор кадров, заключаются договоры поставки производимой по проекту продукции. Безусловно, ключевой пункт данного этапа - возведение производственных мощностей в соответствии с утвержденным графиком [16, c.114].