ВВЕДЕНИЕ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
1.1. Ваучерная приватизация в России
1.2. Государственные активы в экономике России
- РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Регулирование приватизационных отношений в сфере земельной собственности
2.2. Правовое регулирование земельных участков
- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью собственности для любого человека. Россия неоднократно предпринимала попытки приватизационных мер в своей истории, которые далеко не всегда были успешными.
На современном этапе Россия стоит на пороге массовой распродажи госсобственности. Уже несколько лет подряд российские президенты - и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин - объявляют приватизацию одним из приоритетов экономической политики. В свое время Дмитрий Медведев заявил, что считает нужным продажу контрольных (а в отдельных случаях—и блокирующих) пакетов акций в госкомпаниях - за исключением инфраструктурных монополий и оборонных отраслей. Годом позже с той же его предшественник и преемник на посту президента Владимир Путин подтвердил свою приверженность приоритету частной собственности, еще раз повторил, что «госкапитализм—это не наша цель», и пообещал, что «государство будет последовательно выходить из целого ряда отраслей и активов». Во время президентской избирательной компании Владимир Путин опубликовал свою экономическую предвыборную программу в виде статьи в газете «Ведомости» («Нам нужна новая экономика», «Ведомости», 30 января 2012 г.), где объявил «снижение доли государства в экономике» одним из приоритетов экономической политики.
Эти обещания были формализованы в Указе Президента «О долгосрочной государственной экономической политике», который Владимир Путин подписал 7 мая 2012 г. - сразу после своей инаугурации. В этом Указе Путин пообещал «завершение до 2016 г. выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса». Эти обещания менее амбициозны, чем те, которые следовали из предыдущих выступлений. В частности, Указ исключает приватизацию сырьевых компаний и естественных монополий (то есть «Газпрома» и «Роснефти», продажа которых, возможно, принесла бы в бюджет больше денег, чем приватизация всех остальных госактивов вместе взятых). В Указе был закреплен четкий срок полной продажи -2016 г.
Цель курсовой работы заключается в исследование основных направлений приватизации в РФ и изучении социально-экономических последствий с ней связанных.
Объект исследования – социально-экономические отношения в России.
Предмет исследования - методы регулирования приватизационных процессов в Российи.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
1.1. Ваучерная приватизация в России
Приватизация в России - это была реформа, состоящая из приватизации государственных промышленных активов, которые произошли в России в 1990-е годы, во время президентства Бориса Ельцина, сразу же после распада Советского Союза, где частная собственность на предприятия было незаконным в течение длительного времени. Приватизация позволила России перейти от идеальной советской плановой экономики к далекой от идеала рыночной экономике, и в результате много национальных богатств оказалась в руках относительно небольшой группы, так называемых олигархов (магнатов), и разрыв в уровне благосостояния резко возрос. Многие непромышленные активы, в первую очередь, большая часть социального обеспечения и телекоммуникаций, а также стратегических промышленных активов, в том числе большая часть русской военной промышленности, не были приватизированы в 1990 году.
Приватизация 1990-х годов по-прежнему весьма спорный и поляризационный вопрос в русском обществе, активизация сильных настроений среди населения, в том числе распространение негативного отношения к Анатолию Чубайсу. Даже называют пересмотр основ приватизации (1988-1991) в качестве нового советского законодательства в 1988-1991 годах эффективно передали часть прав собственности на предприятия со стороны государства к сотрудникам и управленцам и позволили предприятиям выйти из Ассоциации по собственному желанию, в процессе так называемой «спонтанной приватизации» контроль над некоторыми промышленными активами был приобретен их руководителями. Однако это составляет лишь несколько тысяч предприятий, небольшая часть советской промышленности.
Ваучерная приватизация (1992-1994). Приватизация проходила на гораздо более широком масштабе, чем в начале 1990-х годов, когда правительство России сознательно поставило перед собой цель продать свои активы. Как распался Советский Союз, правительство вынуждено было управлять огромным и коммерчески неэффективным сектором государственных предприятий унаследованную от Советской экономики. Приватизация была проведена Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации в соответствии с планом Анатолия Чубайса - с целью преобразования предприятий и получение прибыли предприятия, не зависимо от государственных субсидий для их выживания. Чтобы распределить имущество быстро и завоевать поддержку населения, реформаторы решили полагаться главным образом на механизм свободной ваучерной приватизации, ранее реализованной в Чехословакии, и в почти свободной передачи акций работникам, так как считалось, что продажа имущества, в отличие от свободной передачи почти бы наверняка привело к дальнейшей концентрации собственности между мафией и политической и промышленной элиты бывшего Советского что они стремились избежать.
Приватизация объективно стала одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России.
В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов.
Несмотря на то что к концу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был:
- не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
- структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий;
- привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
- в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
Основными направлениями дальнейшего совершенствования правовых и институциональных условий приватизации государственной собственности считать следующие:
- обеспечение незыблемости прав собственности добросовестных приобретателей на приватизированные активы;
- обеспечение публичности и транспарентности процедур приватизации;
- развитие эффективно действующей судебной системы как одного из элементов институционального обеспечения гарантий соблюдения и защиты прав собственности в процессе приватизации;
- развитие эффективного корпоративного управления, основанного на прозрачности информации о работе предприятия, соблюдении международных правил и стандартов финансовой отчетности и контроля, широком применении аудита на основе постоянно улучшающихся стандартов аудиторской деятельности, ограничении экономических рисков в работе предприятий в качестве одного из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности предприятий;
- поощрение роста венчурных капиталов, предприятий, основанных на высокорискованном финансировании (в связи с тем, что «утечка мозгов» не позволяет идти по всему фронту внедрения новых технологий, целесообразно усилия сосредоточить на 8-10 наиболее перспективных направлениях), студенческого инновационного бизнеса, сокращение количества бюрократических барьеров при создании предприятий.