Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа компонента «потребитель» на современном этапе
1.1. Понятие «потребитель», сущность и основные характеристики
1.2. Методика стратегического анализа компонента «потребитель»
Глава 2. Стратегический анализ потребителей в организации «-»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Стратегический анализ потребителей «-»
2.3. Разработка мероприятия по привлечению потребителей в «-»
Заключение
Список использованной литературы
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Однако в рыночной экономике выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит организацию производства и высокий доход высококвалифицированных работников. Важнейшим свойством предприятия является способность гибко реагировать на изменение экономической ситуации.
Тема курсовой работы является очень актуальной потому, что анализ потребителей – один из наиболее востребованных видов исследований стратегического управления. Именно потребители, покупая товары компании, приносят ей прибыль, а ведь стратегический менеджмент ориентирован на достижение длительного и устойчивого развития организации в условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации.
Неудивительно, что клиент, потребитель находится в центе внимания любой успешной компании, независимо от ее размера. Изучая своих клиентов, их желания, предпочтения, компания может предложить им именно то, в чем они нуждаются. При этом компания сможет удовлетворить потребности своих клиентов, потребителей лучше, чем конкуренты.
Объектом исследования курсовой работы являются потребители «-», в качестве предмета исследования процесс привлечения новых покупателей.
Цель курсовой работы – по результатам стратегического анализа потребителей разработать рекомендации по привлечению новых клиентов.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- Дать понятие потребитель, сущность и основные характеристики.
- Выявить методику стратегического анализ компонента «потребитель».
- Дать общую характеристику организации.
4.Провести стратегический анализ потребителей «-».
5.Разработать рекомендации по привлечению потребителей.
При написании курсовой работы была использована учебная литература по стратегическому анализу предприятия, а также данные «-».
Методы исследования: общенаучные (анализ и синтез информации), частнонаучные (PEST-анализ, SWOT-анализ).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Рекомендации, изложенные в курсовой работе имеют практическую значимость и могут быть реализованы в повседневной деятельности гмпермаркета.
Глава 1 Теоретические основы анализа компонента «потребитель» на современном этапе
1.1 Понятие «потребитель», сущность и основные характеристики
В настоящие время в управленческой науке и практике не в полной мере упорядочена и систематизирована терминология, освещающая сущность потребителя. В научной, управленческой науке феномен потребитель трактуется по-разному (табл. 1).
Таблица 1
Современные трактовки понятия «потребитель»
Автор трактовки
|
Трактовка понятия
|
Доминанта в трактовке
|
Баранов В.А. [3]
|
Потребители – субъект рынка, удовлетворяющий свою потребность , определяющий нужду, поиск товаров, покупку, использование.
|
Потребитель- это субъект рынка
|
Савельева М.П. [20]
|
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
|
Потребитель- гражданин
|
Кузьмина Е.Е [14]
|
Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
|
Потребитель- это тот, кто приобретает и использует товары.
|
Панкратов С.А. [18]
|
Потребитель- это лицо или организация, потребляющие продукты чьего-н. производства.
|
Потребитель- это лицо или организация
|
Уткин Э.А. [21]
|
потребитель - это человек или группа людей, которые участвуют в рабочем процессе и, получая результат (продукт или услуга), действуют в зависимости от него.
|
Потребитель-это человек или группа людей
|
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что общим в определи потребителя является наличие потребности (нужды, желания), для удовлетворения которой необходимо совершить покупку товара.
Характеристики покупателей - это следующие группы факторов:
1) факторы культуры;
2) социальные факторы;
3) личные факторы;
4) психологические факторы.[15;С.32]
1.Факторы культуры.
Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Ребенок с момента рождения усваивает базовый набор ценностей, восприятия, предпочтения, манеры и поступки, характерные для семьи и основных институтов общества. Культура оказывает существенное влияние на поведение потребителя. Субкультура включает более мелкие составляющие культуры, которые предоставляют человеку возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. Например, субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы - православных, католиков, мусульман.
- Социальные факторы.
Это прежде всего социальное положение, которое определяется принадлежностью к общественным классам - сравнительно стабильным группам в рамках общества, располагающимся в иерархическом порядке и характеризующимся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.[23; С.55]
Социальные факторы связаны с референтными группами, семьей, социальными ролями и статусом индивида. Референтные группы оказывают прямое или косвенное влияние на поведение человека. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует.
Семья оказывает очень сильное влияние на поведение покупателя. От родителей человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви.
Желательный коллектив - это группа, к которой человек стремится принадлежать. Например, юный футболист может надеяться играть за команду высшей лиги, и он отождествляет себя с этим коллективом, хотя непосредственный контакт отсутствует. Он воспроизводит предпочтения желательного коллектива.
Роли и статус индивида различны в множестве социальных групп, членом которых он является. Скажем, вы по отношению к своим родителям играете роль сына или дочери, в собственной семье - роль жены или мужа, на предприятии - директора. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждая из ролей, исполняемых человеком, влияет на его покупательское поведение. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Роль директора имеет в глазах общества более высокий статус в сравнении с ролью сына или дочери. Она и будет определять покупательские предпочтения.
- Личные факторы.
Это личные внешние характеристики индивидов (возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности).
Возраст и этап жизненного цикла семьи. С возрастом происходя г изменения в ассортименте приобретаемых людьми товаров и услуг. Так, в первые годы человеку нужны продукты детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диетическими. Характер потребления зависит и от этапа жизненного цикла семьи.
Род занятий. Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Рабочий может покупать рабочую одежду, пользоваться общественным транспортом, посещать футбольные матчи. Президент фирмы может покупать себе дорогие костюмы, путешествовать самолетом, вступать в члены привилегированных клубов.