Формирование многоукладной образовательной системы и становление рынка образовательных услуг оказали существенное влияние на условия деятельности вузов. Внешняя среда функционирования вузов стала качественно иной: повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. У вузов возникла острая необходимость адаптации к жестким реалиям конкуренции. Управление высшим учебным заведением в этих условиях должно быть более приспособленным к рыночной саморегуляции. Поэтому все чаще говорят о необходимости стратегического подхода к управлению современным вузом.
Стратегическое управление – это деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей. Стратегическое управление вырабатывает не детальное описание внутреннего состояния компании и ее положения во внешней среде, а совокупность пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться компания в будущем (позиция на рынке, организационная культура и т.д.).
В настоящий момент область применения стратегического управления чрезвычайно многообразна. Она дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и времени.
Целью данной курсовой работы является выработка стратегии для филиала «Московский психолого-социальный институт» . Для этого были проведены все этапы стратегического планирования: проанализирована внешняя и внутренняя среда организации, разработана миссия и определены цели развития филиала, выявлены 4 стратегических зоны хозяйствования, проведена оценка их стратегического положения, выработана стратегия филиала.
В результате были предложены направления деятельности филиала МПСИ с целью сохранения сбалансированного положения во внешней среде.
Объектом исследования курсовой работы является филиал негосударственного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования Московского психолого-социального института г. Кирове.
При написании работы были использованы научная и учебная литература по вопросам стратегического развития субъектов рыночной экономики, а также статьи периодических изданий, посвященные данной тематике.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
1.1. Структура и система управления филиала
Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социального институт» является обособленным структурным подразделением аккредитованного негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный институт», организованного на основании решения общего собрания Учредителей МПСИ 18 июня 1996 года, зарегистрирован Постановлением Администрации Первомайского района г. Кирова КО. № 2352 от 19.11.96 г., поставлен на учет налоговой инспекции по Первомайскому району 18 ноября 1996 г.
Структура Филиала «Московский психолого-социальный институт» представлена в Приложении 1.
Управление филиалом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2003 г. № 264, Уставом ВУЗа и Положением о филиале.
В компетенцию головного института входит решение следующих вопросов:
- контроль за организацией образовательной деятельности филиала;
- назначение директора филиала и определение условий трудового договора с ним;
- внесение изменений и дополнений в Положение о филиале;
- утверждение штатного расписания филиала;
- утверждение сметы, баланса и годовых результатов деятельности филиала, а также отчетов ревизионной комиссии;
- назначение членов ревизионной комиссии, определение размеров их вознаграждения;
- решение других вопросов управления филиалом, которые не отнесены к компетенции директора филиала;
- принятие решений о ликвидации и реорганизации филиала, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.
Общее руководство филиалом МПСИ осуществляет директор и выборный представительный орган – Совет филиала.
В филиале создан возглавляемый директором Совет филиала из числа должностных лиц, профессорско–преподавательского состава. Совет филиала в системе управления является коллегиальным совещательным органом и вырабатывает стратегию развития филиала, решает вопросы организации учебного процесса и выполняет экспертные функции.
Основным структурным учебно-методическим и научным подразделением филиала, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу является кафедра. Функции кафедры определены Положением о кафедре. В филиале созданы следующие кафедры:
- экономики и менеджмента, заведующий кафедрой - кандидат экономических наук, доцент Бушмелева Г.В.;
- психологии, заведующий кафедрой – кандидат психологических наук, профессор Ковров В.Н.
Руководство деятельностью кафедр осуществляют заведующие кафедрами. Заведующие кафедрами участвуют в работе всех подразделений филиала, на которых обсуждаются и решаются вопросы деятельности кафедр. Порядок деятельности кафедры определен Уставом института и Положением о кафедре. Заведующие кафедрами являются членами Совета филиала.
Подготовка специалистов осуществляется по заочной форме обучения; программам дополнительного образования. В соответствии с имеющейся лицензией осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием по специальностям:
- 080105.65 Финансы и кредит;
- 080507.65 Менеджмент организации;
- 030301.65 Психология.
Оценка структуры подготовки специалистов и перспектив ее развития дается с учетом анализа динамики контингента студентов и приема по всем формам обучения и ступеням подготовки реализуемых филиалом основных образовательных программ.
На заочную форму обучения в 2005 году было набрано 179 студентов, в 2006 году - 72 студента, что составило 40,2%. В 2007 году принято 57 студентов, что составило 79,17% от предыдущего года. В 2008 году было набрано 65 студентов, что на 14% больше предыдущего набора, в 2009 году – 21 человек, т.е. 32,3% от показателя 2008г. Данный анализ свидетельствует о неустойчивой динамике набора студентов. В соответствии с этим можно сказать, что в филиале складывается сложная ситуация в связи с небольшим набором студентов, что связано в первую очередь с общей сложной демографической ситуацией.
Прием ведется на места с полным возмещением затрат на обучение.