Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях перехода страны к рыночным отношениям снижение себестоимости продукции является важным фактором развития экономики предприятия, так как она отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства, управления.
Предметом исследования является система повышения конкурентоспособности предприятия, основанная на развитии нематериального капитала для снижения себестоимости производимой продукции.
Объектом исследования выступает ОАО «-»
Целью работы является разработка проекта совершенствования системы управления ресурсами для повышения конкурентоспособности предприятия на основе развития нематериальных активов, в частности - внедрения элементов бережливого производства.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
- ознакомиться с анализируемым объектом (предприятием);
- представить концептуальное описание бизнеса предприятия;
- провести стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия для возможности реализации проекта;
- провести финансовый анализ деятельности предприятия;
- сопоставить получившиеся результаты, проведенных анализов;
- выбрать и оценить целесообразность стратегии;
- произвести разработку проекта на основе выбранной стратегии;
- внести предложения по повышению эффективности деятельности рассматриваемого предприятия в части снижения себестоимости его продукции;
- сделать выводы и рекомендации по принятию проекта к реализации.
1 Характеристика объекта исследования – ОАО «-»
1.1 История создания, описание технологии
Компания «-» является одним из ведущих производителей мучных кремовых кондитерских изделий: тортов, пирожных, кексов, рулетов, профитролей, сладких пирогов.
Открытое Акционерное Общество «-» создано 17 апреля 2000 года в результате реорганизации в форме слияния обществ:
Открытого Акционерного Общества «Челябинский хлебозавод № 2»;
Открытого Акционерного Общества «Челябинский хлебозавод № 5»;
Открытого Акционерного Общества «Челябинский хлебозавод № 6»;
Открытого Акционерного Общества «Челябинский хлебозавод № 7».
Общество реорганизовано путем присоединения к нему Общества с ограниченной ответственностью «Уралпищепром».
Общество зарегистрировано Постановлением Главы города 17 апреля 2000 г., регистрационный номер – 16287.
Место государственной регистрации Общества: Российская Федерация, город Челябинск.
Местонахождение: 454130, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 2-А.
Организационная структура компании представлена на рисунке А.1 в Приложении А.
В марте 2002 года компания разработала и вывела на рынок торговую марку «Мирэль». Сегодня объем производства кремовой продукции на предприятии составляет 30 тонн в сутки. Емкость российского рынка мучных кондитерских изделий, по данным Госкомстата, составляет 1 млн тонн. «Мирэль» сегодня занимает около 4% российского рынка. В Уральском регионе доля рынка бренда «Мирэль» составляет более 40%. Ассортимент кремовой кондитерской продукции компании около 70 наименований. По итогам 2005 года оборот компании составил 1,5 млрд рублей.
Компания переняла все лучшие традиции и огромный опыт заводов, используя самые передовые европейские технологии и новую стратегию развития. Это сочетание позволило компании добиться потрясающих результатов – за четыре года «-» утвердился как ведущий производитель мучной кремовой продукции на Урале, вышел в Центральную полосу России и в Московский регион. Торты, пирожные и профитроли торговой марки «Мирэль» заслужили признание, как среди покупателей, так и среди профессионалов-пищевиков. Продукция ОАО «-» отмечена дипломами и медалями на престижных выставках.
Такой успех компании обусловлен, прежде всего, высочайшим качеством продукции. Принцип наивысшего качества является приоритетным в работе предприятия, и ему подчинены все этапы производства, начиная от закупки сырья и заканчивая доставкой готовой продукции в магазины при помощи специально оборудованного транспорта. С этой целью – получить продукт самого высокого класса – в 2001 году была запущена уникальная высокотехнологичная голландская линия по производству бисквитов, изготовленная специально по заказу фабрики «Мирэль». По инициативе руководства на заводе работали специалисты, приглашенные из Голландии и Германии, они помогали установить линии и обучить персонал. Был значительно расширен ассортимент производимой продукции, учитывающий как российские традиции питания, так и европейские тенденции. Технология «шоковой заморозки», внедренная на предприятии, позволила увеличить срок хранения кремовой продукции до шести месяцев и тем самым существенно расширить географию продаж. В целом проект потребовал огромных вложений как денежных, так и человеческих ресурсов, и они оправдались.
Компания «-» продолжает стремительно развиваться, осваивая новые технологии и продвигая свою продукцию по всей России. В планах компании – открытие второго производства в Подмосковье.
История ОАО «-» начинается 17 апреля 2000 года, когда к руководству компанией пришла команда молодых, заинтересованных в развитии производства управленцев. Старейший в городе, хлебозавод № 5 накопил более чем 60-летний опыт производства хлебобулочных изделий. Однако опыта советского времени оказалось недостаточно для процветания современного предприятия, и поэтому была полностью изменена стратегия компании: производство кремовых кондитерских изделий стало основным. Для этого потребовалась полная реконструкция завода, а также закуп нового оборудования.
Высокое качество продукции было по достоинству оценено экспертами, что позволило компании в 2001 году выиграть тендер на получение гранта правительства Голландии. В результате в том же году была пущена полностью автоматизированная линия по производству бисквитов, изготовленная по специальному заказу.
Рост выпуска кремовой продукции и заметное повышение ее качества обусловили необходимость в яркой и запоминающейся торговой марке. И весной 2002 года она получила звонкое название - «Мирэль» (Мир эльфов), марка, ставшая брендом. В настоящий момент под этой маркой выпускается более 100 наименований кремовой продукции.
При создании фабрики тортов «Мирэль» руководством была поставлена задача стать, с одной стороны, лидером на региональном кондитерском рынке, а затем и в масштабах России, а с другой, создать современную технологию производства, удовлетворяющую интересы потребителей. Технология «шоковой заморозки» стала ответом на современные тенденции в кондитерской промышленности, когда холод позволяет сохранить продукт на длительное время без использования каких-либо вредных веществ.
Внедренная на предприятии инновация – технология глубокой заморозки кремовых изделий (так называемая «шоковая заморозка») – позволила продлить срок хранения тортов, пирожных и профитролей до шести месяцев без потери качества и вкусовых свойств. Благодаря этой разработке продукцию фабрики «Мирэль» стало возможно вывозить далеко за пределы Челябинска, а это открыло новые перспективы для развития. Доставка товара производится специализированным фирменным транспортом, где поддерживается необходимый температурный режим.
Основное внимание в развитии фирмы уделяется выстраиванию системы качества. Система качества включает в себя все – начиная от сырья (качество и полный спектр необходимого сырья, правильная доставка) и заканчивая продажей конечному покупателю. Сюда включается и высокотехнологичное оборудование, и обученный, ответственный персонал, и оригинальные рецепты, и грамотная логистика. На каждом этапе необходим полный контроль. Только так возможно добиться наивысшего качества.
Кроме того, в настоящий момент начато производство тортов под маркой «Усладов» - торты эконом-класса, изготовленные по более простым рецептам, а потому дешевле. Это позволит удовлетворить интересы более широкого круга потребителей.
Открыто 15 филиалов фабрики тортов «Мирэль» в крупнейших городах России. Создано более 1500 рабочих мест, в том числе для социально незащищенных слоев населения. Своевременно выплачивается и ежегодно индексируется заработная плата. Ее уровень выше, чем среднестатистический по отрасли. Существуют программы по трудоустройству и одновременному обучению молодежи.
Предприятие «-» вносит свой весомый вклад в наполняемость бюджета Курчатовского района г. Челябинска.
1.2 Анализ внешнего окружения
Внешнее окружение для упрощения анализа условно принято разделять на макро и микросреду. Под макросредой подразумевается то широкое окружение, которое находится вне сферы отрасли и рынков предприятия. Макросреда находится за пределами влияния самих компаний, но может оказывать существенное влияние на микросреду (отрасль и рынки), в которой предприятие функционирует.
1.2.1 Анализ PEST факторов
Внешняя среда – сфера, в которой организация осуществляет свою деятельность, совокупность «факторов влияния» вне организации. На них руководство предприятия не может влиять непосредственно.
Анализ макроэкономического окружения применяется для определения возможностей и угроз для предприятия, скрывающегося в его внешнем окружении, а также является важнейшим процессом стратегического планирования и управления.
Целью PEST анализа является отслеживание и анализ тенденций, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на эффективность его стратегии. Системы дальнего окружения оказывают одностороннее влияние на рассматриваемую систему.
Политический фактор: Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения компании необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики правительства и г. Челябинска, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ (фирма неоднократно получала кредиты и собирается использовать данный источник привлечения заемных средств в дальнейшем), законодательства по защите прав потребителей.
В августе 2006 года ОАО «-» обвинили в нарушении п.2 ст.10 закона «О защите прав потребителей», мотивируя это тем, что на упаковке указана не дата изготовления, а дата дефростации. Однако уже в сентябре истцы извинились перед компанией, так как оказалось, что предприятие на маркировке указывает дату изготовления и технологической обработки и дату дефростации, то есть замораживания.
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Сезонная пошлина на импорт сахара-сырца будет действовать в России и в мае текущего года, несмотря на отмену верхнего ценового предела данной пошлины по решению правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Решение состоит в том что из постановления исключается пункт, который ограничивает верхний ценовой предел данной сезонной пошлины, что фактически означает, что сезонная пошлина будет действовать и мае-месяце этого года.
С 1 декабря 2007 года правительство РФ в целях поддержки отечественных производителей ввело сроком на шесть месяцев сезонные повышенные ставки пошлин на сахар-сырец. Тогда пошлина, прежде на протяжении двух лет составлявшая 140 долларов, выросла сразу до 220 долларов за тонну.
Повышенные ставки будут действовать до 31 мая 2008 года. Действие сезонных пошлин прекратится раньше установленного срока в случае присоединения России к Всемирной торговой организации либо в случае, если среднемесячная цена на сахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже превысит 259,99 доллара за тонну.
Сезонные пошлины введены по инициативе Минсельхоза в интересах отечественных производителей, которые вложили значительные средства в производство свекловичного сахара, в результате чего за четыре года объемы его производства в России удвоились.
Изменение правил ввоза продукции: ужесточаются санитарные нормы для транспортировки бисквитно-кремовой продукции: Ввоз молочной продукции, салатов, бисквитно-кремовых изделий должен осуществляться только на основании санитарно-эпидемиологического заключения ТУ Роспотребнадзора, при наличии пакета сопроводительных документов и соблюдении температурного режима поставки.