Сложившаяся экономическая ситуация в России заставила не только отдельные компании, но целые отрасли экономики думать о реорганизации и оптимизации. В то же время она несет в себе множество возможностей для повышения эффективности и развития предприятий и их сотрудников.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль, которая значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха. Одним из главных условий эффективной стратегии является рациональная организация разработки и реализации стратегии, что определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «-».
Предмет исследования - товарно-рыночная стратегия предприятия.
Цель работы – провести анализ стратегического менеджмента в ООО «-» и на его основе разработать товарно-рыночную стратегию предприятия.
Поставленная цель достижима только при решении следующих задач:
- дать теоретическое обоснование стратегического менеджмента на предприятии;
- рассмотреть основные виды товарно-рыночных стратегий предприятия;
- провести экономический анализ современного состояния стратегического менеджмента на предприятии;
- разработать методику оценки эффективности развития стратегического менеджмента;
- провести расчет эффективности стратегического менеджмента на предприятии.
Курсовая работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.
При написании теоретической части были использованы труды отечественных авторов по проблеме выбора стратегии. При написании практической части курсовой работы были использованы статистические и бухгалтерские документы ООО «-», а также ученая литература по анализу финансово-хозяйственной деятельности.
Раздел 1. Теоретическое обоснование стратегического менеджмента на предприятии
Развитие элементов стратегического управления экономическими объектами различных уровней и становление так называемого «стратегического стиля» управления в нашей стране непосредственно связаны с переходом от централизованно управляемой к рыночной экономике. Практически полная самостоятельность в принятии не только оперативных (как в определенной степени было и ранее), но и долгосрочных и дорогостоящих решений до сих пор ставит в тупик многих руководителей предприятий и организаций. Неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и продуманных стратегических решений является одним из важных факторов таких процессов, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП в народном хозяйстве, общий спад промышленного производства.
Можно утверждать, что «качество» стратегических решений на микроэкономическом и федеральном уровнях служит серьезным препятствием в реализации продуктивного потенциала имеющихся в стране трудовых и материальных ресурсов. Практически ни на одном промышленном предприятии нет в настоящее время целостных систем стратегического управления, т.е. отработанных технологических схем разработки, реализации и контроля стратегических планов, хотя, по имеющимся данным, многие руководители предприятий и высший управленческий персонал на заводах осознают необходимость таких систем.
Под стратегическими решениями понимаются в общем случае решения, имеющие кардинальное значение для функционирования объекта, влекущие за собой долговременные неотвратимые последствия. Две основные черты отличают такие решения - необратимость и долгосрочность последствий. Это означает, что реализация стратегических решений меняет потенциал предприятия и возврат к предыдущему состоянию объекта управления если и возможен, то требует больших затрат времени, ресурсов или усилий. Очевидно, решения такого рода принимаются рано или поздно на любом предприятии, даже там, где не используется само понятие стратегии. Руководители такого предприятия сами не подозревая того, говорят на языке «стратегической прозы». Недостаток такой ситуации в том, что, не отличая стратегические решения от тактических и оперативных, руководители предприятия не уделяют подготовке и анализу стратегических решений того внимания, которого они заслуживают[1].
Для стратегических решений характерно, что их принятие осуществляется путем выбора из дискретного множества известных заранее вариантов. Не следует думать, что последствия стратегического решения вообще невозможно предотвратить принятием другого стратегического решения, но такая операция, как правило, требует чрезмерных затрат ресурсов, тем больших, чем больший срок прошел со времени принятия первого решения.
В практике работы предприятий к таким решениям традиционно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия. В последние годы в связи с процессами приватизации к стратегическим прибавились решения по виду и принадлежности прав собственности на имущество и продукцию самого предприятия. Таким образом, стратегические решения существовали всегда, хотя необходимость их формирования и принятия на уровне предприятия в условиях централизованного управления была ограниченной. Десятилетия предприятия работали, решая оперативные, текущие вопросы более или менее эффективным способом, не обращаясь к стратегическим проработкам.
Понятие стратегического планирования как организованной системы подготовки, принятия и реализации стратегических решений на предприятии получило практический смысл лишь тогда, когда степень централизации руководства резко снизилась. В условиях самостоятельности управления предприятием, нестабильности внешней среды во всех ее компонентах - от законодательства в области хозяйственной деятельности и предпринимательства до поведения деловых партнеров» скачкообразного и трудно предсказуемого течения научно-технического прогресса – «стратегические» последствия могут иметь широкий спектр решений, касающихся номенклатуры и объемов производства, отношений с поставщиками и потребителями
По содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Верхний уровень составляют семь направлений (видов) стратегии.
- Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.
- Ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.
- Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.
- Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.
- Инвестиционно-финансовая стратегия - совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.
- Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.
- Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.
На практике разработка стратегии включает выполнение следующих этапов:
1) уточнение границ предприятия, его идентификацию в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе рыночной экономики;
2) анализ стратегического потенциала предприятия;
3) определения в соответствии с потенциалом предприятия возможных зон хозяйствования;
4) анализ рынка продукции в сфере, определяемой стратегическим потенциалом предприятия (зоне хозяйствования);
5) позиционирование предприятия в зоне хозяйствования;
6) определение технологической стратегии;
7) формирование вариантов и выбор товарно-рыночной стратегии предприятия;
8) формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной стратегии предприятия;
9) анализ возможностей создания интеграционной зоны предприятия, определение интеграционной стратегии предприятия;
10) разработку финансово-инвестиционной стратегии предприятия;
11) разработку вариантов и выбор социальной стратегии предприятия;
12) определение стратегии управления.