Введение
- Неоклассическая модель ценообразования на рынках факторов производства
1.1 Неоклассическая теория, ценообразование на рынках факторов производства
1.2 Неоклассическая модель и рынок труда
- Теоретико–игровой подход к определению цены фактора производства
2.1 Понятие и истоки теоретико-игрового подхода
2.2 Теоретико-игровой подход и цена фактора производства
- Заработная плата и занятость в Российской экономике: задачи и методы решения
Заключение
Список используемой литературы
Цены и ценообразование являются одними из ключевых элементов рыночной экономки. Цена – сложная экономическая и социальная категория, в которой пересекаются практически все основные проблемы экономики и общества в целом. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Цена – мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный инструмент самофинансирования фирм. От уровня цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и услуги, а также на выпускаемую фирмами продукцию зависят финансовые результаты их деятельности. Цены выступают главным ориентиром в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта товаров и услуг, целесообразности их производства и вложений капитала в инвестиционные проекты.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке: цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Ценность благ может выражаться не только в денежной, но также в натуральной, трудовой, процентной и других формах.
Объект исследования – рынок труда.
Предмет исследования – ценообразование.
Цель исследования – рассмотреть ценообразование на рынке труда.
В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
- рассмотреть неоклассическую модель ценообразования на рынках факторов производства;
- обозначить теоретико-игровой подход к определению цены фактора производства;
- провести анализ заработной платы и занятости в российской экономике: задачи и методы решения.
Для написания работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов по данной тематике, а так же периодика.
1. Неоклассическая модель ценообразования на рынках факторов производства
1.1 Неоклассическая теория, ценообразование на рынках факторов производства
Неоклассическая теория основывается прежде всего на постулатах австрийской математической школы. Основоположником направления был английский экономист Альфред Маршалл, Дж.Б. Кларк, в Италии - В. Парето. Неоклассический направление развивали английские экономисты А. Пигу, Дж.Б. Мид, американские теоретики Р. Солоу, М. Фридмен, А. Лаффер, Дж. Таккер, М. Бредлиташ[1].
Предметом исследования представители неоклассического направления определили " чистую " экономику, или экономику в целом, абстрагированную от исторических и национальных форм, от типов и форм собственности. Конкретизацией такого подхода было изучение поведения и субъективных мотивов экономической деятельности индивида (так называемой homo economicus - человека экономического) и отдельных предприятий, стремящихся максимизировать свой доход при наименьших затратах. Подчеркивание изучении деятельности отдельного индивида (как потребителя, предпринимателя, непосредственного работника) послужило почвой для характеристики направления субъективной школы.
Основной целью своих исследований представители неоклассического направления считали определения общих закономерностей рационального хозяйствования предприятий в условиях свободной конкуренции , обоснование естественных законов, лежащих в основе ценности, цен, прибыли и заработной платы, а также законов распределения продуктов, что в свою очередь , позволит определить важнейшие принципы равновесия экономической системы .
Методологической основой неоклассического направления является использование микроэкономического анализа, т.е. оценки сущности экономических явлений и процессов со стороны отдельных индивидов, предприятий, а также на уровне отдельной отрасли. Представители неоклассического направления сосредоточили основное внимание на использовании количественных методов исследования (в частности, предельных величин), что позволило широко использовать математический аппарат. Это было воплощено в концепции предельной производительности Дж.Б. Кларка.
На этапе формирования неоклассического направления - крупнейший научный вклад в экономическую теорию сделали англичанин А. Маршалл, американец Дж. Б. Кларк и итальянец В. Парето.
Наибольшей заслугой А. Маршала является создание синтетической теории, которая объединяла элементы трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Маршалл переосмыслил, переработал теорию трудовой стоимости (действие объективных факторов) и теорию предельной полезности (действие субъективных факторов), объединив их в собственной теории взаимных связей спроса и предложения. Ключевая идея Маршалла состояла в отказе от теоретических дискуссий вокруг стоимости («ценности») в пользу изучения проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, происходящие на рынке. Он основательно проанализировал, как формируются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил собственную компромиссную теорию цены. Цену продукта он рассматривал как важнейший элемент рыночной экономики, а рынок - как высокоорганизованное учреждение, где взаимодействуют спрос и предложение и устанавливаются цены. Маршалл считал, что его теория цены направлена на поиск всех факторов, определяющих цену. Его теория синтезирует и исследует две группы факторов, влияющих на рыночные цены. Поскольку рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения, то их исследование требует выделения суммы факторов, от которых зависят их изменения и взаимосвязь на рынке. С одной стороны, есть цена спроса. Она формируется под влиянием спроса на товар, который определяется полезностью продукта. Это группа факторов рыночного происхождения. С другой - существует цена предложения, которая зависит от издержек производства, то есть имеет производственное происхождение и определяется факторами производства: землей, трудом, капиталом и организаторскими способностями предпринимателя. В определении цены Маршалл выделял ее зависимость от предельных издержек со стороны предложения и от предельной полезности со стороны спроса. Затраты на производство предельной единицы товара и выручка от его продажи будут одинаковы. Средняя или равновесная цена товара истолковывалось им как результат ценообразования, когда на рынке пересекаются цены спроса и предложения. Маршалл одним из первых экономистов связал с ценой товара эластичность спроса на него.