Переход Российской Федерации к рынку сопровождается трансформацией традиционных и появлением новых способов публичного воздействия на экономические процессы. В механизме государственного регулирования экономики на современном этапе широко применяются такие меры, как государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Этот инструмент играет особую роль в упорядочении рыночных отношений, поскольку без него невозможно законное вхождение и функционирование предпринимателей в хозяйственном обороте. При выполнении функций государственного контроля данное правовое средство призвано прежде всего предупреждать возникновение сомнительных в экономико-правовом отношении хозяйствующих субъектов и, следовательно, возможные нарушения прав потенциальных потребителей.
Одним из основных условий осуществления субъектом предпринимательской деятельности является его регистрация. Прохождение данной процедуры необходимо для государственного подтверждения легитимности вхождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в хозяйственный оборот.
В отличие от других форм официального учета субъектов предпринимательской деятельности (в частности, в налоговых органах, органах статистики и др.) государственная регистрация имеет правообразующее значение. Она является тем юридическим фактом, с момента совершения которого организация считается созданной[1], приобретает права юридического лица, а гражданин - правовой статус предпринимателя.
Действующее законодательство позволяет выделить три большие группы субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих государственной регистрации:
- коммерческие организации;
- индивидуальные предприниматели;
- некоммерческие организации, если в соответствии с их учредительными документами им предоставлено право занятия предпринимательством.
Установление порядка обязательной регистрации этих субъектов происходило не одновременно.
Как отмечается в юридической литературе, в бывшем Советском Союзе государственная регистрация существовала до середины 50-х годов, когда она была отменена как бюрократическое излишество, поскольку в тот период практически все промышленные предприятия были государственными и их учет производился министерствами[2]. Действовавшие в последующий период Положения о производственных предприятиях и объединениях (1965, 1982, 1983 гг.) не предусматривали данной процедуры, а правоспособность хозяйствующих субъектов возникала с момента утверждения их уставов[3].
С переходом к рыночной экономике, который сопровождается созданием огромного количества частных предприятий, государственная регистрация вновь стала необходимым элементом учета и контроля их деятельности.
В возрождении института государственной регистрации субъектов предпринимательства в России можно выделить несколько этапов.
Первый этап связан с принятием Закона РСФСР от 25.12.90 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[4], который после длительного перерыва предусмотрел введение с 1 января 1991 года государственной регистрации предприятий и их объединений независимо от их организационно-правовых форм в районных, городских, районных в городе Советах народных депутатов по месту их учреждения[5]. При этом устанавливалось, что предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня такой регистрации (п. 3 ст. 33 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности»).
Начало второго этапа обусловлено приданием всеобщего характера регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. С 1 января 1992 года Закон РСФСР от 07.12.91 года «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»[6] обязал указанную категорию субъектов предпринимательства получать свидетельства о своей регистрации в качестве предпринимателя в местных администрациях по месту жительства. До этого момента законодательство не обуславливало приобретение ими указанного статуса актом государственной регистрации. В частности, действовавший ранее Закон СССР от 19.11.86 года «Об индивидуальной трудовой деятельности» (ст. 7)[7] предусматривал, что до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью гражданин должен получить регистрационное удостоверение или приобрести патент. Таким образом, регистрация гражданина в случае избрания им второго способа, то есть получение патента, оформления своего предпринимательского статуса могла и отсутствовать.
13 июля 1994 года - датой вступления в силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности[8] - можно обозначить начало третьего этапа в развитии указанной системы государственного учета, поскольку с этого момента процедуру регистрации обязаны проходить все некоммерческие организации, которым предоставлено право ведения предпринимательской деятельности.
Характерные особенности российской системы регистрации субъектов предпринимательств проявляются в ее основных принципах. Среди них можно выделить принципы всеобщности (обязательности), публичности, заявительности, платности, достоверности.
Принцип всеобщности (обязательности) состоит в том, что государственная регистрация в России обязательна для всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от их категорий.
Публичный характер регистрации субъектов предпринимательства заключается в том, что она является видом государственной деятельности и осуществляется уполномоченными на то органами публичной власти (регистрационными палатами).
Следующий принцип регистрации состоит в ее заявительности и выражается в том, что регистрация большинства субъектов предпринимательской деятельности осуществляется не в разрешительном, а в заявительном порядке.
Принцип платности государственной регистрации предприятий прослеживается в текущем законодательстве с момента ее введения[9]. предусматривает взимание регистрационного сбора за регистрацию предприятия в размере, устанавливаемом законодательством РФ. Свидетельство об оплате регистрационного сбора относится к числу обязательных документов, без которого заявление регистранта не рассматривается.
Принцип достоверности регистрации заключает в себе презумпцию правильности содержащихся в реестре записей до тех пор пока она не опровергнута в судебном порядке. Данное правило обусловлено формально-юридическим характером проверки представляемых на регистрацию сведений, исключающим возможность для регистрирующего органа проверять фактическое соответствие действительности представляемых сведений, так как регистрирующий орган проверяет лишь законность создания (реорганизации, ликвидации) предприятия.
Тема данной работы является актуальной на сегодняшний день. Например, целым рядом пробелов в правовом регулировании порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, несмотря на то, что эта процедура непосредственно связана с приобретением правового статуса предпринимателя, несистематизированностью и противоречивостью имеющихся нормативных актов, отсутствием единообразного подхода в регистрационной практике уполномоченных органов.
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- основные понятия государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
- существующее положение дел в государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
- актуальные проблемы государственной регистрации места расположения и наименования юридических лиц.
- порядок государственной регистрации создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности;
В работе были использованы действующие на сегодняшний день нормативные акты, регулирующие государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об акционерных обществах»[10];
- Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 34 и 35);
- Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[11].
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Московская областная регистрационная палата (далее - Регистрационная палата) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде. В своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Московской области, нормативными актами Министерства юстиции. Регистрационная палата совершает регистрационные действия от имени управления юстиции Администрации Московской области.
Регистрационная палата осуществляет свою деятельность в целях реализации ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает государственную регистрацию в едином государственном реестре учреждениями юстиции прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, а также ее деятельность распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности на территории Московской области.
Для достижения этих целей Регистрационная палата образовывает представительства в районах, городах Московской области.
Чтобы понять сущность государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности необходимо дать определения ее основным понятиям.
Прежде всего надо разобраться, что же это такое «государственная регистрация».
Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности (далее - государственная регистрация)- это акт регистрирующего органа, в силу которого субъекты приобретают свой правовой статус либо утрачивают его. Государственной регистрации подлежат:
- все юридические лица, изменения в их учредительных документах, прекращение деятельности в результате реорганизации и прекращение существования в результате ликвидации;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц либо Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Что же собой представляют эти два реестра?
Единый государственный реестр юридических лиц - это списки, содержащие сведения (полное наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и другое) о созданных, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах, независимо от их организационно-правовой формы, форм собственности и видах деятельности, которые состоят из Журнала учета заявлений, реестровой книги и базы данных на электронных носителях информации.
[1] См. п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой Российской Федерации 21 октября 1994 года (Российская газета от 8 декабря 1994 года, №238-239)(далее –– Гражданский кодекс Российской Федерации).
[2] Правовое положение производственных предприятий. Сборник статей под ред. Лаптева В.В., М., Юристъ, 1997, с. 9-10.
[3] См. ст. 27 Гражданского кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятого Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
[4] Принят Верховным Советом РСФСР 25 декабря 1990 года (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990,. № 30.
[5] См. ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Данный закон утратил силу с 1 января 1995 года (кроме статей 34 и 35) на основании Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ « О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
[6] Принят Верховным Советом РСФСР 7 декабря 1991 года (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
[7] Ведомости Верховного Совета СССР, 1986, № 47, ст. 964; 1988, № 11, ст. 174.
[8] Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года № 1482 (Российская газета от 13 июля 1994 года № 130).
[9] См. п. 2 ст. 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
[10] Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, принят Государственной Думой Российской Федерации 24 ноября 1995 года (Российская газета от 29 декабря 1995 года № 248, с.1, 3-7). С изменениями от 13 июня 1996 года Федеральным законом Российской Федерации № 65-ФЗ (Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 года № 25).
[11] Федеральный закон Российской Федерации № 52-ФЗ от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», принят Государственной Думой Российской Федерации 21 октября 1994 года (Российская газета от 8 декабря 1994 года № 238-239).