Введение.
Глава 1. Общая характеристика финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля и его виды.
1.2. Формы и методы финансового контроля.
1.3. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ.
Глава 2. Эффективность финансового контроля в РФ
Заключение.
Список источников.
Имеющиеся на сегодняшний день многочисленные исследования по изучению различных аспектов финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой ответственности убеждают нас в том, что важную роль в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства играет государственный контроль.
Однако о роли финансового контроля в государстве, его месте в системе управления властные структуры, по справедливому мнению Ю.М.Воронина, вспоминают лишь в случае необходимости усиления механизма принуждения[1].
При этом в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в октябре 1977 года на IX конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля указано, что организация государственного финансового контроля – это обязательный элемент управления, который влечет за собой ответственность перед обществом[2].
В зарубежной практике финансовый контроль в условиях рынка и экономической свободы хозяйствующих субъектов отличают многоплановость целей и многогранность задач.
В таких условиях финансовый контроль – это не только проверка правильности ведения финансовой документации и соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это, прежде всего, основанная на строгом соблюдении норм финансового права деятельность заинтересованных лиц и организаций (в том числе и государства), ориентированная на проверку законности и эффективности распоряжения управляющими (и соответствующими государственными должностными лицами) доверенной им в управление (собственниками или обществом в целом) собственностью, важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления[3].
Анализ действующего законодательства и основных вопросов финансового контроля позволяет отметить, что повышение роли государственного финансового контроля на этапе формирования правового государства, укрепления рыночных отношений в современных условиях обусловлено следующими факторами:
- необходимостью динамичного развития страны на базе совершенствования бюджетно-налогового и социально-экономического федерализма;
- необходимостью эффективного контроля за рациональным и эффективным использованием государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов, в том числе государственной и муниципальной собственности, и законностью ее приватизации;
- децентрализацией управления формированием органов государственного финансового контроля нового качества на всех уровнях властной иерархии, определением и законодательным закреплением их места и роли в системе единого государственного финансового контроля;
- необходимостью совершенствования действующего финансового законодательства.
В теории и на практике до настоящего времени происходит смешение форм, видов, типов, методов, средств государственного финансового контроля.
В стране полностью отсутствует единая методологическая база, единая технология проведения государственного финансового контроля.
Безусловно, это, в свою очередь, препятствует формированию общего информационного пространства в деятельности контрольных органов, выработке эффективной контрольной политики, концентрации сил на ключевых государственных проблемах, позволяет исполнительной власти на федеральном уровне и в отдельных регионах по своему усмотрению распоряжаться государственными и материальными ресурсами.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей особенности понятия и функционирования института финансового контроля на современном этапе.
Объект исследования – комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с институтом финансового контроля.
Задачи работы:
- дать понятие финансового контроля и рассмотреть его виды;
- рассмотреть формы и методы финансового контроля;
- проанализировать полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль.
Глава 1. Общая характеристика финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля и его виды
Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.
Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов государственной власти, базирующихся на положениях основных законов государства[4].
Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, то есть в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
Финансовый контроль является необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений, представляя собой составную часть единого механизма государственного контроля[5].
Наличие финансового контроля обусловлено тем фактом, что финансам присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Осуществляют финансовый контроль в порядке, установленном законом, органы государственной власти, местного самоуправления, в том числе специальные контрольные органы при участии общественных организаций и граждан.
Несмотря на то, что государственный финансовый контроль непосредственно охватывает только общественную (публичную) часть совокупного продукта, он в определенной форме (путем проверки составления налоговых деклараций, при оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям финансовой помощи, в процессе выполнения ими государственных заказов и т.п.) касается и деятельности граждан и организаций.
В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности[6].
В основе финансового контроля лежат определенные принципы, которые отражают его сущность. Среди них следует выделить:
- осуществление финансового контроля компетентными органами. Данный принцип состоит в том, что осуществлять финансовый контроль могут только специально уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации. Однако следует отметить, что инициатором проведения финансового контроля могут быть любые заинтересованные лица, а привлекаться к осуществлению контрольных мероприятий могут граждане и организации, способные оказать действенную помощь;
[1] Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль. Вопросы теории и практики. – М.: 2005. – С.19.
[2] Лимская декларация руководящих принципов контроля//Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. – М.: 1998.
[3] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: 2002. – С.11-12.
[4] Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: Учебное пособие. – М.: 2004. – С.16.
[5] Ялбулганов А.А. Государственный финансовый контроль//Материалы научно-практической конференции «Пять лет региональному законодательству». – Тюмень: Тюменская областная Дума, 1999. – С.289.
[6] Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации/Под ред. А.Н.Козырина. – М.: Экар, 2002. – С.123.