Актуальность исследования.
В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав либо ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность. Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество – порядка 800 тыс.человек, 90 % из них – «социальные сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают жизнь самоубийством.
Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[1], 95% из них социальные сироты, то есть имеют живых родителей[2]. Из общего количества сирот по состоянию на 01.01.2005 г. 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан, оставшиеся 32% (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[3].
Ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, 50 тыс. детей убегают из дома, более 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством[4]. Все больше детей по разным причинам вырастают только с одним из биологических родителей. Другая сторона этой ситуации – проблема сводного родительства, т.е. исполнения функций родителя – отчима, мачехи – в отношении неродных детей.
Увеличивается количество молодых людей, не планирующих иметь детей или откладывающих их рождение[5]. Вместе с тем использование новых репродуктивных технологий, позволяющих преодолеть недуг бесплодия, изменяет традиционные представления о родительстве, ставит под сомнение принцип ответственности родителей за своих детей.
Эти тенденции свидетельствуют о серьезных изменениях в функционировании родительства, об отсутствии ясных, четких норм, определяющих взаимодействие его субъектов, о высокой степени неопределенности их взаимоотношений, вариативности поведения.
Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.
К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.
Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
Основные методологические аспекты изучения семейных правоотношений поставлены в работах М.В. Антокольской, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова и др. Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю.Ф. Беспалов, З.И. Воронина, И.В. Гессен, Н.М. Ершова, А.М. Нечаева и др.
Совершенствование существующей системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной из актуальных задач реформирования современного законодательства[6].
Целью данной работы является анализ правовых проблем регулирования института опеки и попечительства в России.
Объектом исследования является институт опеки и попечительства в России.
Предметом исследования является правовое регулирование отношений, возникающих в рамках устройства несовершеннолетних детей в семью в рамках опеки и попечительства.
В рамках работы будут решены следующие задачи:
- исследованы институциональные формы социального родительства в современной России;
- исследованы законодательные основы регулирования института опеки и попечительства в России;
- исследованы направления совершенствования законодательства об опеке и попечительства.
Глава 1. Ощая характеристика институтута опеки и попечительства
1.1. Институциональные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью
Согласно ст. 123 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.
Усыновление является одной из оптимальных семейных форм устройства ребенка (согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ – приоритетной), поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
Приемные семьи без родных детей, согласно ст. 151-153 Семейного кодекса, образуются на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, подбор родителей осуществляется органами опеки и попечительства. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Оплата труда и льготы приемным родителям регулируются законами субъектов Российской Федерации. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
Опека, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ, устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; над детьми в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Российские эмпирические, даже нерепрезентативные данные о материальном положении семей, практикующих социальное родительство, нам неизвестны. В то же время, согласно ст. 127 СК РФ, лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители, а также лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не могут усыновить ребенка. Поскольку статус усыновленного ребенка полностью соответствует статусу биологических детей, никаких специальных жилищных льгот в случае усыновления не предусмотрено.
Скорее всего, уровень жизни семей с усыновленными детьми сопоставим с уровнем жизни кровно-родственных семей. ФЗ РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ, предусматривает единовременное пособие при усыновлении в размере 8 000 рублей. В регионах могут быть установлены дополнительные выплаты. Например, недавно в г. Москве были приняты Закон г. Москвы № 60 и №61, согласно которым усыновители имеют право на: единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка в возрасте до трех месяцев независимо от дохода семьи; ежемесячное пособие на усыновленного ребенка до достижения им 18 лет в размере 70 рублей (не назначается, если среднедушевой доход семьи превышает прожиточный минимум); ежемесячная компенсационная выплата усыновителям ребенка-инвалида дошкольного возраста в размере 800 рублей; ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, размер которой пока не установлен.
На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей). Материальное положение таких семей бывает достаточно тяжелым из-за задержек с выплатами денежных средств на содержание детей и бюрократических проволочек в оформлении юридического статуса детей, принимаемых на воспитание в семью.
Опекун свои обязанности выполняет безвозмездно, однако дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, в том числе на алименты от своих биологических родителей и пенсию по случаю потери кормильца, которые фактически выплачиваются опекуну. Помимо алиментов и пособий, на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ.
Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание только на тех детей, которые (а) с ведома и согласия родителей находятся под опекой у третьих лиц либо (б) находятся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях.
В рамках работы автором было проведено социологическое исследование современной модели социального родительства.
В ходе исследования трем группам респондентов было предложено оценить ряд факторов с точки зрения их влияния на эффективность родительства.
Первую группу составили специалисты служб семьи, материнства и детства, работающие с замещающими семьями, имеющие стаж работы в этой сфере более года (выборка гнездовая, 24 человека); вторую – лица, имеющие стаж приемного родителя (выборка квотная, 35 человек); третью – совершеннолетние жители Москвы (выборка квотная, 89 человек). Выбор этих групп в качестве респондентов был обусловлен необходимостью сбора информации по различным аспектам проблемы современного родительства в целом и социального родительства в частности.