ВВЕДЕНИЕ
- Теоретические основы стратегического управления и технология разработки стратегии в образовательной сфере
1.1. Стратегический подход в образовательных учреждениях
1.2.Организация процесса стратегического планирования в образовательных учреждениях
- ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
2.1. Характеристика колледжа
2.2. Анализ внешней и внутренней среды колледжа
2.3. Стратегическое планирование в колледже
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современный этап развития рыночных отношений в России ставит перед обществом новые социальные задачи. Сегодня в России существует разрыв в развитии экономических рыночных и социальных отношений в обществе. Можно отметить, что темпы роста социальных отношений отстают от развития экономических отношений характерно для государств, сменивших общественно-политический строй, такой страной является и Россия. В результате такого отставания возникает социальное напряжение и расслоение населения в обществе,
Многие ученые считают, что отставание социальных отношений от экономических связано с тем, что в социальной сфере (в том числе образовании) отсутствует стратегическое планирование.
Существующие различные виды и формы учебной, научной, воспитательной, экономической, инновационной, хозяйственной деятельности вузов, многообразие используемых ими ресурсов, предполагает создание механизма управления, способного оперативно адаптироваться к динамично меняющейся инфраструктуре российской экономики и социальной сферы, потребностям рынка образовательных услуг. Современные тенденции развития образовательной среды в России диктуют необходимость использования вузами современных технологий управления – стратегического планирования.
Актуальность темы исследования обусловлено тем, что стратегическое планирование и в профессиональном образовании направлены на решение острых проблем повседневной жизни образовательных учреждений. Это связано с усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг, что приводит образовательные учреждения к активизации своей деятельности, ориентированной на достижение долгосрочного успеха, на запросы и ожидания потребителей в повышении качества предоставляемых образовательных услуг.
Стратегическое планирование в образовании, само по себе не гарантирует успеха в достижении целей. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для университета. Современные темпы изменения и увеличения знаний являются настолько высокими, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей для развития. Оно обеспечивает руководству образовательных учреждений средство создания плана деятельности на длительный срок. Знание того, чего образовательные учреждения хотят достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решений. Принимая обоснованные и систематические плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях институтов или о внешней ситуации. Стратегическое планирование, поскольку оно служит для формулирования устанавливаемых целей, помогает создать единство общей цели внутри образовательных учреждений.
Цель курсовой работы заключается в исследовании стратегического планирования развития сферы профессионального образования в городе Урай на примере училища.
Объект исследования – стратегическое планирование.
Предмет исследования – практика стратегического планирования в училище.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность стратегического планирования и историю его развития;
- рассмотреть особенности стратегического подхода в образовании;
- изучить процесс организации стратегического планирования в образовательных учреждениях;
- изучить практику стратегического планирования в колледже и разработать мероприятия по его совершенствованию.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования явились идеи и положения в области стратегического управления В.Р.Веснина, О.С.Виханского, О.А.Волкогоновой М.Портера, Р.А. Фатхутдинова, А.И.Панова и др.
Курсовая работа осуществлялась на базе училища.
Сочетание теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов:
Теоретические методы: теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.
Эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов училища, исследование и обобщение эффективного опыта стратегического планирования в образовательных учреждениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации по внедрению стратегического планирования в колледже позволит исследуемому колледжу повысить эффективность образовательной деятельности.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практико-ориентированной), заключения, библиографического списка.
- Теоретические основы стратегического управления и технология разработки стратегии в образовательной сфере
1.1. Стратегический подход в образовательных учреждениях
Вступление в третье тысячелетие требует от российской образования модернизации и организации управления в том числе. Проблемными зонами современного управления российского образования являются [15;c.175]:
- неадаптированность структур управления образованием к изменившимся условиям;
- доминирование задач оперативного управления;
- ориентация на достижение целей и задач краткосрочного периода;
- отсутствие системы принятия управленческих решений на опережение, замедленная реакция на изменения во внешней среде;
- нечеткость управленческих процедур;
- «провисание» ряда управленческих функций, таких как контроль, долгосрочное планирование;
- сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг по изучению их потребностей.
Перечень проблем можно продолжать и далее, но ключевым моментом их возникновения является тот факт, что учебные учреждения в России, все в большей степени становятся субъектами рынка, а системы управления вузами отстают от этого процесса.
Сегодня в России радикально изменилась внешняя среда учреждений образования. Наиболее существенные перемены произошли в следующих сферах [12;c.69]:
1.Управление системой образования. Произошла определенная децентрализация, повысилась самостоятельность образовательных учреждений в принятии решений. Особенно значительные изменения в перераспределении полномочий произошли в начале - середине 90-х гг. Сегодня маятник централизации - децентрализации качнулся в сторону повышения роли центра, однако образовательные учреждения по-прежнему имеют высокий уровень самостоятельности по широкому кругу вопросов своей жизнедеятельности.
- Финансирование образовательных учреждений - российское государство, в настоящее время, отказалось от роли главного и единственного финансиста. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились также неведомые ранее источники финансовых средств, в лице благотворительных организаций и фондов. Наконец, сформировалась конкурсная система получения финансирования на выполнение заказов и развитие учреждения.
- Формирование негосударственного сектора образовательных учреждений. Появление негосударственных образовательных учреждений привело к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей.
Игнорировать эти изменения невозможно, и все учреждения образования, так или иначе, более или менее успешно, вынуждены пересматривать свои управленческие системы. Противоречие сложившихся управленческих технологий и условий внешнего окружения требует изменений в организации управления вузом, техникумом, колледжем и т.п., прежде всего в плане отладки инструментов взаимодействия с внешней средой, в качестве которой для образовательного учреждения (далее ОУ) выступает как само сообщество с его образовательными потребностями и запросами, так и корпоративные заказчики и потребители образовательных услуг в лице предприятий и организаций, и, конечно, государство на всех его структурных уровнях.
Наряду с тенденцией к модернизации управления в российских ОУ, связанной с новой ролью ОУ в обществе и государстве, необходимо отметить наличие ряда условий, которые создают дополнительный импульс для стратегического планирования в ОУ.
- Накоплен опыт стратегического планирования в бизнес-организациях.
- Подходы, основанные на идеях стратегического планирования, активно используются в некоммерческом секторе, в частности в муниципальном управлении. В качестве примеров можно назвать опыт таких городов, как Екатеринбург, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Весомый вклад во внедрение технологий стратегического планирования в практику муниципального управления внесла программа «Малые города России», Института «Открытое общество». В рамках этой программы 72 малых города России использовали стратегический менеджмент в качестве реального инструмента своей деятельности. Ряд организаций поддерживают информационные ресурсы по стратегическому планированию в Интернет: Леонтьевский центр (www.citystrategy.leontief.ru); Институт Евроград (www.eurograd.spb.ru); Межрегиональная ассоциация по социально-экономическому взаимодействию малых и средних городов России (www.rustowns.com) и др.
- Созданы прецеденты применения технологий стратегического планирования в управлении ОУ.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что анализ ситуации в системе управления образованием в РФ позволяет сделать вывод об актуальности развития стратегического планирования в этой сфере.
Использование накопленного опыта разработки и реализации стратегий на предприятиях и других организациях в РФ, сулит ОУ целый ряд интересных перспектив: формирование точной специфической позиции в образовательном пространстве, консолидацию и координацию усилий разных субъектов, деятельность которых складывает работу ОУ, видение перспективы и т.д. [4]
Далее возникает вопрос, а готовы ли ОУ к стратегическому планированию? Сегодня целью стратегического планирования в ОУ может стать превращение ОУ в устойчивую саморазвивающуюся систему, эффективно взаимодействующую с окружающей средой.
В структуру стратегического планирования в ОУ необходимо внести следующие задачи [4]:
- содействие комплексному развитию ОУ, укрепление их экономики;
- мобилизация внутренних интеллектуальных, материально-технических, творческих ресурсов развития ОУ;
- укрепление взаимодействия между ОУ на региональном и межрегиональном уровнях;
1.Астафьев Л.В. Стратегическое планирование в условиях конкуренции. - М.: Кнорус, 2011. – 304 с.
2.Астафьев Л.В. Стратегическое планирование в условиях конкуренции. - М.: Кнорус, 2011. – 304 с.
3.Басовский Л. Е. Маркетинг. Курс лекций / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 219 с.
4.Богданова Н.Л. Разработка целевой программы развития образовательного учреждения. Теоретические вопросы [Электронный ресурс] - Точка доступа: http://festival.1september.ru/articles/599928/ от 2.03. 2014 г.
5.Годин А. М. Маркетинг: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 760 с.
6.Гончаров М.А. основы менеджмента в образовании. – М.: Кнорус, 2010. – 476 с.
7.Грушенко В.И. Стратегии управления фирмой. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 398 с.
8.Долгов А.И. Стратегический менеджмент. – М.: Флинта, 2010. – 360 с.
9.Крымов С.М. Стратегический менеджмент. – М.: Академия, 2011. – 208 с.
10.Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент/ А.Н. Люкшинов. – М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2011. – 456с.
11.Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под. ред. В. А. Алексунина. – М.: Маркетинг, 2011. – 516 с.
12.Платов В.Я. Технологии стратегического планирования и управления. – М.: Дело, 2012. – 312 с.
13.Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы. М.: РЦБ, 2004. – 124с.
14.Романова О. Н. Маркетинговая стратегия образовательного учреждения в реализации федерального государственного образовательного стандарта образования. - М.: Буки-Веди, 2012. — С. 174-177
15.Тодосийчук А. В. Прогнозирование развития системы образования //Образование в документах, 2008. - № 7. - С. 23-37.