Введение
- Понятие производственной стратегии предприятия
1.1. Содержание производственной стратегии предприятия
1.2. Принципы и этапы формирования производственной стратегии
на промышленных предприятиях
1.3. Процесс реализации производственной стратегии на основе
концепции сбалансированных показателей
- Организационно-методические основы формирования
производственной стратегии предприятия
2.1. Исследование и оценка состояния факторов, определяющих
производственную стратегию предприятия «-»
2.2. Формирование альтернативных вариантов производственной
стратегии
- Программа реализации производственной стратегии предприятия
3.1. Структура Системы сбалансированных показателей
3.2. Обеспечение последовательного использования системы
сбалансированных показателей
Заключение
Список литературы
В современных условиях российские предприятия находятся в кризисной ситуации. Причиной этому служит, прежде всего, то, что предприятия так и не смогли приспособиться к новым, изменившимся, условиям хозяйствования.
Возникает необходимость выработки долгосрочной программы производства конкурентоспособной продукции, как по качеству, так и по цене, на основе использования минимально потребного количества ресурсов, то есть подготовки и реализации производственной стратегии.
Производственную стратегию не следует сводить к воспроизведению лучших достижений и реализации самых современных программ развития производственных технологий. Производство обращается в источник стратегического преимущества, когда усилия нацелены на те процессы и виды деятельности, которые удаются компании лучше, чем ее конкурентам.[1]
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы работы, предмет, цель, задачи и структуру исследования.
Целью курсовой работы является разработка на основе критического анализа существующих результатов научных исследований и практики функционирования предприятия, теоретических, методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию разработки производственной стратегии предприятия для повышения эффективности его деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
- рассмотреть содержание производственной стратегии предприятия;
- исследовать стратегическое планирование в условиях современного этапа российской экономики;
- предложить методические подходы к разработке производственной стратегии предприятия.
Предметом исследования выступают специфические методы формирования и реализации производственной стратегии предприятия.
Объект исследования - ОАО «-».
- Понятие производственной стратегии предприятия
1.1. Содержание производственной стратегии предприятия
К стратегическим проблемам предприятия, обычно относят следующие специфические задачи: каковы цели и задачи предприятия? Должно ли предприятие диверсифицировать свою деятельность, если да, то по каким направлениям и в какой степени? Как оптимизировать производственный процесс и упрочить положение предприятия на рынке?
Для решения стоящих перед предприятием стратегических проблем открывает один их самых важных аспектов всего процесса принятия решений: подавляющее большинство решений должно быть принято в рамках ограниченности совокупных ресурсов. В зависимости от размеров предприятия стратегические решения связаны с выбором альтернативных направлений использования ресурсов. Поэтому основная задача менеджера состоит в таком распределении ресурсов, которое создает наибольший потенциал для достижения целей фирмы.[2]
В отличие от оперативных, стратегические вопросы не порождают сами себя, они далеко не всегда привлекают внимание высших руководителей.
Термин «стратегия» пришел в экономическую науку из военной, и дословно означает «искусство ведения боя», которая появилась задолго до экономической науки.
Основное понятие стратегии подразумевает под собой план перспективного развития компании руководящим звеном по достижению долгосрочных целей.
Существуют различные варианты определения стратегии, различных авторов, как отечественных, так и иностранных:
А. Чандлер - стратегия, - метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов. Основной подход к этому методу Чандлер видит как - долгосрочные цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования организации.[3]
Гарвардская школа бизнеса определяет стратегию как: - метод определения конкурентных целей организации, при этом видит свой подход к этому, как - стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые предприятие будет продолжать и/или начнет осуществлять.
М. Портер стратегию видит следующим образом - способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. У него так же существует свой подход к определению стратегии. По Портеру, задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере бизнеса.
По А. Томпсону, стратегия - набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности. Его подход - стратегия одновременно является преактивной (упреждающей) и реактивной (адаптирующейся).
Это были основные, наиболее известные варианты определений стратегии и подходов к ней.
Из них видно, что выработка стратегии направлена, прежде всего, на адаптацию организации к изменениям внешних условий.
Из всех разнохарактерных определений, можно вывести свое определение стратегии:
Стратегия-совокупность долгосрочных целей, политик и планов развития организации, направленных на достижение ее внутренних целей и определенной позиции в окружающей среде.
Процесс стратегического управления состоит из девяти шагов.
Рис. 1. Схема формирования стратегического поведения организации
При разработке стратегии, выделяются три уровня принятия стратегических решений. Еще они называются иерархическими.
1) общий или корпоративный уровень;
2) деловой уровень или уровень стратегических бизнес-единиц;
3) функциональный уровень.
Иерархические уровни принятия решений, рис. 2
Рис. 2. Иерархические уровни принятия решений
В моей работе, я рассмотрю одну из функциональных стратегий - производственную.
Модель производственной стратегии была разработана исследователями Гарвардской бизнес-школой Уильямом Абернати, Кимом Кларком и другими, на основе более ранних исследований Уикхэма Скиннера, в конце 70-х и начале 80-х годов 20 века.[4]
Существуют различные варианты определения производственной стратегии, как отечественных, так и зарубежных авторов. Перечислять не имеет смысла. Но из всех можно взять за основу следующий:
Производственная стратегия - совокупность долгосрочных целей, политик и планов развития организации в области производства, вытекающих из общей стратегии предприятия, направленных на удовлетворение запросов потребителей по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции.
Таким образом из определения производственной стратегии видно, что производственная стратегия неразрывно связана с общей стратегией предприятия и направлена на его производственную деятельность.
Функции производственной стратегии:
- Соответствие целей, политик и планов развития организации производства генеральной стратегии предприятия;
- Удовлетворение требований потребителей по ассортименту, объему и качеству продукции.
Объект - производственной стратегии - организация и управление производством.
Предмет - организационно-технические и управленческие отношения.
Составляющими производственной стратегии являются:
- Организация и управление производством
- Производственный персонал
- Управление качеством продукции
Производственная стратегия должна быть в первую очередь направлена на данные составляющие, так как без рациональной организации производства, с неквалифицированным производственным персоналом и низкокачественной продукцией выжить предприятию невозможно.
Важнейшим фактором производственной стратегии является управление персоналом.
Целью управления персоналом является достижение максимально возможной производительности без потери качества, эффективности обслуживания или маневренности.
В производственной стратегии используются методы планирования трудового процесса для такой организации труда, чтобы она удовлетворяла как физические, так и психологические потребности рабочего.
Планирование трудового процесса можно определить как функцию, конкретизирующую трудовую деятельность отдельного работника или группы в определенных производственных условиях.
Целью планирования труда является такое совершенствование производственных структур, которое удовлетворяет как требованиям организации и технологического процесса, так и требованиям персонала и отдельных лиц.[5]
Действенным методом увеличения производительности труда также является расширение трудовых обязанностей, то есть диверсификация конкретной работы. Труд расширяется горизонтально, если рабочий выполняет большее число операций.
Это препятствует излишнему упрощению и позволяет рабочему выполнять «полный блок работ».
Чтобы выполнить требования, предъявляемые к продукции потребителями, необходимо обеспечить как определенный уровень качества.
Качество процесса также играет очень важное значение. Потребителям не нужен дефектный товар, поэтому основная цель обеспечения качества-производства товара без каких-либо технологических ошибок и недоделок.