Введение
- Понятия эффективности и оптимизации: точка отсчета и параметры
деятельности: субъект, объект, предмет, средство, результат
- Предприятие, как субъект деятельности на рынке: потребитель,
потребности, ресурсы. Продукт. Промежуточные результаты деятельности предприятия: процессы и процедуры деятельности
- Принципиальная схема деятельности конкретного предприятия
и ее оптимизация
Заключение
Список литературы
Термин «реинжиниринг» заимствован из английского языка и первоначально имел чисто техническое содержание. По сути он со стоит из смысловой основы «инжиниринг» (от англ. engineering) с приставкой «ре-» (от лат. re-), что дословно означает возобновление, развитие технической деятельности на следующем уровне.
Реинжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций. Американский ученый М. Хамлер, который ввел в научный оборот термин «реинжиниринг», дал ему такое определение.
Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.
Это определение содержит четыре ключевых понятия: «фундаментальный», «радикальный», «резкий» («скачкообразный») и «процесс». Хотя понятие «процесс» («бизнес-процесс») является в данном контексте наиболее важным, его трудно объяснить менеджерам, так как большинство из них привыкло иметь дело с задачами, работами, структурами, людьми, но не с процессами.
Цель данной работы – изучить возможности реинжиниринга бизнеса для оптимизации деятельности предприятия.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты реорганизации предприятия и реинжиниринга бизнеса.
- Охарактеризовать предприятие, как субъект деятельности на рынке с точки зрения возможности применения
- Предложить схему деятельности конкретного предприятия для ее оптимизации.
Методологическую основу работы составили труды таки авторов, как
Баринов В.А., Волков К.В., Кондратьев В.В., Крыжановский В.Г., Мескон М., Хаммер M., Шаралдаева И.А. и др.
-
Понятия эффективности и оптимизации: точка отсчета
и параметры деятельности: субъект, объект, предмет, средство, результат
Понятие эффективность в самой общей форме означает степень приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Эффективность нередко рассматривается в качестве основной характеристики функционирования системы, позволяющей выявлять степень реализации цели и достижения намеченных результатов. Наиболее распространён подход к эффективности как отношению результатов (полученного эффекта) к формирующим их затратам.
В литературе[1] реинжиниринг характеризуется, как способ кардинального, радикального преобразования, совершенствования социально-экономической деятельности, и авторы, полагающие, что реинжиниринг – это эффективный метод, включающий все уровни совершенствования от постепенных плавных изменений базисного состояния вплоть до радикальной трансформации финансово-экономической деятельности, приводящей к скачкообразному изменению качества, показателей эффективности.
Так как точкой отсчета, ключевой доминантой этих определений является достаточно емкое понятие «совершенствование», пределы которого неограниченны. В этой связи первая дефиниция реинжиниринга – это более узкое понятие, представляющее концентрированное выражение сути второго более широкого определения.
Фирма или процессы, прошедшие реинжиниринг, имеют собственную логику упорядочивания элементов в организации, а именно: функциональные, бюрократические структуры в виде отделов, служб и т.д. заменяются бизнес-процессами и их скоординированными совокупностями. Это означает, что субъектами реинжиниринга не могут быть упомянутые уже функциональные, бюрократические структурные подразделения. Ими становятся прежде всего процессные команды, а также конкретные лица или группы лиц в компании, которые по долгу службы могут быть связанными со структурными перестройками в фирме.
Ориентация реинжиниринга на процессы уже сама по себе определяет последние, как его объект. Реинжинирингу подвергаются не структурные или функциональные отделы предприятия, а работы, выполняемые его сотрудниками. По-сути, бизнес-процессы – это дороги, ведущие предприятие к назначенной цели – будь-то получение прибыли, или захват лидерства на рынке, или выживание и уверенность в завтрашнем дне. А проблема в том, чтобы выбрать наиболее ровную и короткую дорогу, в то время, как конкуренты то и дело будут спотыкаться и падать, идя по сложному, длинному, но зато давно знакомому им пути.
Чтобы пояснить, каким образом реинжиниринг влияет на повышение эффективность работы компании, рассмотрим, как он изменяет реконструируемые бизнес-процессы. Схема примерно следующая.
- Несколько рабочих процедур объединяются в одну. Для перепроектированных процессов наиболее характерно отсутствие технологии "сборочного конвейера", в рамках которой на каждом рабочем месте выполняются простые задания, или рабочие процедуры. Выполнявшиеся различными сотрудниками, теперь они интегрируются в одну - происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс. Наличие в команде нескольких человек неизбежно приводит к некоторым задержкам и ошибкам, возникающим при передаче работы между членами команды. Однако потери здесь значительно меньше, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании, располагающимся, возможно, на различных территориях.
[1] Кондратьев В.В. Реструктуризация управления компанией. – М., 2013. – 363с.; Крыжановский В.Г. Реструктуризация предприятия. - М, 2015. – 342с.; Баринов В.А. Реинжиниринг: сущность и методология. www.elitarium.ru и др.