Актуальность темы исследования. Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов в современных условиях является одной из наиболее значимых и трудно решаемых проблем, выявленных генезисом отечественной экономической системы и отдельных ее сфер.
Разработке концепции повышения экономической безопасности стоит уделять особое внимание, так как эффективное и безопасное ведение бизнеса – прерогатива отечественных хозяйствующих субъектов. Они заинтересованы не только в повышении своей прибыльности, но и в снижении экономических рисков и угроз.
Формирование рыночной системы в России, которая отвечала бы всем современным реалиям, является проблематичной задачей. Сложность в том, что данная система должна не только соответствовать международным стандартам, но и быть достаточно конкурентоспособной.
В современных условиях цифровой экономики модернизация и ускоренное развитие национальной экономики, ее эффективное позиционирование на международных рынках должна обеспечиваться за счет высоких и стабильных темпов экономического роста и макроэкономической стабильности.
Преимущество использования стратегических направлений для обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов состоит, в первую очередь в том, что появляется возможность эффективного решения проблем, возникающих у предпринимательского сообщества. Использование специально разработанных алгоритмов и механизмов позволит детально проанализировать все стороны их экономической деятельности, выявить все возможные недостатки и разработать те стратегические инструменты, которые будут в наибольшей степени способствовать повышению уровня экономической безопасности.
Исходя из того, что в России проводятся экономические реформы, роль экономической безопасности возрастает в разы. Так как именно она выступает в качества гаранта стимулирования развития рыночных отношений и деловой активности, способствует улучшению инвестиционного климата в стране. Успешное функционирование предприятий сегодня напрямую связано с экономической безопасностью, которая позволяет обеспечивать стабильность и достигать необходимых целей.
Для того, чтобы была возможность дальнейшего решения модернизационных задач, необходимы теоретические и прикладные разработки относительно реализации стратегии экономической безопасности хозяйствующих субъектов, которые требуют значительного расширения и разработки новой концепции по стратегическому управлению ими.
Решение основных вопросов относительно стратегических направлений обеспечения экономической безопасности инновационной деятельности в условиях цифровой экономики на данный момент требует значительных проработок, так как риск, возможность утечки секретных данных, наличие большого количества угроз разной направленности являются неотъемлемыми элементами в деятельности хозяйствующих субъектов.
С помощью стратегических инструментов, при их эффективном применении, предприятия смогут опережать свое развитие, то есть заранее определять те риски, которые могут возникнуть. И на основании сформированных концепций и механизмов разрабатывать меры поддержки и обеспечения экономической безопасности.
Важность разработки мер по решению указанных проблем состоит, в первую очередь, в том, что экономическая безопасность хозяйствующих субъектов является базой экономической безопасности страны.
На основании вышеуказанного, приходим к выводу о том, что роль экономической безопасности хозяйствующих субъектов, на данном этапе развития, является достаточно важной для развития всей национальной экономики, и обеспечить ее повышение можно используя комплекс мер по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации в сфере инновационной деятельности в условиях цифровой экономики.
Уровень научной разработки проблем повышения экономической безопасности достаточно обширен, однако фундаментальных трудов по использованию конкретных инструментов, способствующих экономической безопасности хозяйствующих субъектов, пока не достаточно.
1. Предприятие как объект исследования в системе экономической безопасности
Большое значение на настоящем этапе развития российской экономики, когда хозяйствующие субъекты функционируют в условиях обострения кризисных явлений и экономической нестабильности, приобретает внедрение рациональных и эффективных форм и методов управления предприятием.
Деятельность любого хозяйствующего субъекта представляет собой единую централизованную управленческую систему, которая, в свою очередь, поделена на иерархические уровни управления, каждый из которых является подсистемой вышестоящей иерархической системы.
Управление подчиняется определенным законам, которые установлены теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованы в зависимости от целей управленческой деятельности и методов их достижения.
Задача достижения ключевых целей деятельности и поддержания стабильного функционирования сегодня стоит перед каждым предприятием. Это требует соблюдения высокого уровня организационной экономической безопасности, зависящего от того, насколько деятельность руководства эффективно, а также насколько способны менеджеры противостоять угрозам, ликвидировать последствия отрицательных воздействий со стороны внутренней и внешней среды.
Как указывают И.А. Гунина и Ю.Н. Посаженникова[1], система управления экономической безопасностью является совокупностью подсистем, отражающих отдельные аспекты управления, а именно: цели, функции, принципы, методы, органы управления, персонал, технику и технологию, назначением которой является разработка и реализация управленческого влияния на производство в соответствии с объективными законами всеобщего развития.
Следовательно, под системой управления понимается система, влияние которой направлено на объект управления с одновременной его трансформацией в желаемое состояние в соответствии с определенными количественными и качественными параметрами, а также состоящей из элементов, объединенных общей целью функционирования.
Как считает Е.М. Ефанова[2], с управленческой точки зрения деятельность хозяйствующего субъекта является системой, состоящей из экономических, социальных, технических и организационных взаимосвязанных элементов, которые выступают составляющими следующих подсистем: управляемой (руководимой) и управляющей (руководствующей), т.е. это объект и субъект управления. Эффективность деятельности управляющей подсистемы изменяется в зависимости от целей, стоящих перед комплексной системой управления хозяйствующим субъектом.
Поэтому ее структуру следует менять так, чтобы управленческий труд в максимальной степени способствовал высокому уровню эффективности, качеству и достаточной целенаправленности функционирования управляемого объекта (а следовательно, и всей системы в целом).
[1] Гунина И.А., Посаженникова Ю.Н. Система управления экономической безопасностью предприятия //Экономинфо. 2018. № 1. С. 28-31.
[2] Ефанова Е.М.Согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов в целях повышения эффективности хозяйственной системы: дисс... канд. экон. наук. Санкт-Петербург. 2018. 173 с.