Введение
Глава 1. Понятие «новые медиа»
1.1. Научные подходы к определению понятия «новые медиа»
1.2. Инструменты новых медиа и условия их использования
Глава 2. Применение новых медиа в педагогике
2.1. Возможности использования новых медиа педагогическими субъектами
2.2. Реализация образовательной функции в дистанционном формате с помощью новых медиа
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования.
В современных условиях новые медиа приобретают все большее значение, как в общественной жизни, в целом, так и в сфере образования, в частности.
Важной характеристикой новых медиа является то, что контент в данном случае производится при участии технологий сети Интернет. Новые медиа включают в себя широкий перечень медиаформатов. Это интернет-СМИ, электронные версии средств массовой информации, подкастинг, блоги разных видов, социальные сети и даже виртуальные игры. Наиболее распространенными являются социальные сети как вид социальных медиа, так как именно с помощью этого вида коммуникации аудитория создает контент, который впоследствии может стать источником информации для профессиональных журналистов.
Источники исследования.
Теоретические и методические основы информационной педагогики за последние два десятилетия были достаточно глубоко отражены в работах отечественных и зарубежных авторов. Так, педагогические аспекты охарактеризованы в трудах Л.О. Колбасовой[1], А.А. Печеркиной[2], Е.А. Синкиной, О.В. Тарасюк, А.М. Хановой[3], Л.К. Гребенкиной[4] и др.
Процессы формирования знаний и умений исследованы в диссертациях Е.Ю. Бобковой[5], А.Е. Коваленко, И.Л. Савостьяновой [6] и др.
Педагогические условия и возможности дистанционного обучения исследованы в трудах Г.Г. Исаевой[7], А.А. Скворцова[8]; И.Н. Теркуловой[9]; С.Л. Атанасян[10]; А.В. Гущина[11] и др.
Однако проблемы обучения посредством новых медиа в структуре образования практически не исследованы.
Объект исследования: педагогический процесс с новыми медиа.
Предмет исследования: теоретические и методические подходы к образованию с использованием новых медиа.
Цель исследования: выявить возможности новых медиа при реализации образовательной функции.
Задачи исследования:
- Охарактеризовать научные подходы к определению понятия «новые медиа».
- Определить инструменты новых медиа и условия их использования.
- Выявить возможности использования новых медиа педагогическими субъектами.
- исследовать, как может осуществляться реализация образовательной функции в дистанционном формате с помощью новых медиа.
Методы исследования. Задачи исследования решаются комплексно с помощью применения следующих групп методов научного познания: теоретический и системный анализ научной психолого-педагогической, философской и технолого-методической литературы, обобщение и систематизация.
История вопроса. В научных исследованиях целостное, системное описание использования новых медиа в образовательном процессе, на наш взгляд, не представлено. Поэтому данный аспект обуславливает значимость данного исследования.
Новизна исследования.
Проведенное исследование показало, что для повышения уровня применения новых медиа и создания для этого оптимальных условий, оказания обучаемым помощи в освоении учебного материала и содействия в успешном выполнении заданий по применению новых медиа необходимо, на наш взгляд, осуществлять педагогическую деятельностью по следующим направлениям:
- проведение диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций преподавателей;
- создание комплекса организационно-педагогических, дидактических и научно-методических условий для формирования навыков у преподавателей для использования новых медиа;
- систематическая подготовка педагогического коллектива образовательной организации к обучению использования новых медиа.
Глава 1. Понятие «новые медиа»
1.1. Научные подходы к определению понятия «новые медиа»
В научном поиске объема и границ понятия «новые медиа» выделяют два подхода. Первый - отдает предпочтение попыткам выявить более или менее подробную классификацию всех явлений, которые следует относить к новым медиа (И.Я. Быков, О.Г. Филатова, L. Matthews, D.K. Wright, M.D. Hinson и др.). Вопросы типологии, безусловно, весьма значимый аспект исследования новых медиа, однако стремительная динамика развития современных IT-технологий и - как следствие - постоянная изменчивость интернет-среды (появление новых форматов, гибридизация ресурсов) приводят к быстрому устареванию любой классификации.
Другой путь - поиск дифференциальных признаков новых медиа. На наш взгляд, это более продуктивный подход. Рассмотрим его подробнее и попытаемся выявить набор ключевых критериев, которые позволили бы описать отличительные черты исследуемого феномена.
В нашем представлении, самый очевидный критерий - Интернет как технологическая и коммуникативная среда существования новых медиа. Здесь, что часто все же на первый план выводят дигитализацию информации (перевод в цифровую форму): «...ключевой характеристикой, объединяющей весь объем явлений, которые попадают под характеристику «новых медиа», является их связь с цифровой средой (digital environment). Этим, например, новые медиа отличаются от старых моделей эфирного вещания радио и телевидения, а потому не создается технологического противоречия, когда новыми медиа могут называться вещательные звуковые проекты в вебе (радио Follow Me) или телевизионного формата (Caramba TV). При этом нет никакого противоречия, например, в том, что Первый канал в своем вещательном варианте - электронное медиа предыдущего поколения, а сайт того же Первого канала - уже полноценное новое медиа, живущее совсем по другим принципам, нежели эфирный телеканал (при этом оперируя плюс-минус тем же контентом. Понятно, что существование в интернет-среде предполагает цифровой способ кодировки информации. Это свойства взаимосвязанные, но отнюдь не симметричные: цифровая информация может использоваться на компьютере, храниться локально, например на USB-флеш-накопителе, без размещения в Сети. Американский исследователь Л. Манович[12], один из признанных теоретиков новых медиа, отмечает, что от анализа медиа мы движемся к исследованиям программного обеспечения; фактически, мы совершаем движение от теории медиа к теории софта.
Итак, в основе новых медиа лежат интернет-технологии. Но следует заметить, что новые медиа не ограничиваются только интернет-средой. Коммуникация может выходить за ее пределы. Ряд ресурсов Сети предназначен и функционирует для организации внесетевой жизни и деятельности человека - знакомств, митингов, поиска попутчика в целях экономии расходов и пр. Например, приложение LeftoverSwap (http://leftovers- wap.com), разработанное первоначально для iPhone, позволяет поделиться с желающими излишками приготовленной (купленной) еды или, наоборот, утолить голод, приняв ее в дар. Таким образом, коммуникация, начавшись на медиаплощадке, продолжается оффлайн.
Второй признак новых медиа, выделяемый большинством ученых, - интерактивность. Исследователи[13] отмечают, что сетевые медиа позволяют устанавливать связи, которые еще недавно частично перекрывались или же лежали в совершенно разных плоскостях. Конечно, и традиционные медиа также используют интерактивные формы, хотя, безусловно, несравнимо реже и однообразнее. Принципиальное отличие интерактивного взаимодействия в интернет-медиа от используемого традиционными СМИ состоит в том, что в глобальной сети коммуникация разворачивается в одной и той же среде - Интернете, а не через посредство почты или телефона. При этом общение может принимать как отложенный, так и синхронный, или онлайн, характер.
[1] Колбасова Л.О. Профессиональная компетентность: социально-философский анализ: Автореф. дисс. ...канд. философ. наук. Чебоксары. 2009. 20 с.
[2] Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2011. 233 с.
[3] Формирование профессиональных компетенций бакалавров в рамках реализации сетевого взаимодействия: теория и практика: монография / Е.А. Синкина, О.В. Тарасюк, А.М. Ханов. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2017. 146 с.
[4] Гребенкина Л.К. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в современных условиях: монография / Л.К. Гребенкина, Н.А. Суворова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань. 2012. 180 с.
[5] Бобкова Е.Ю. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущих маркетологов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Великий Новгород. 2008. 24 с.
[6]; Савостьянова И.Л. Методическая система формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в дисциплинах информационного цикла: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Красноярск. 2015. 24 с.
[7] Исаева Г.Г. Подготовка будущего педагога профессионального обучения к использованию элементов искусственного интеллекта: на примере отрасли «информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии»: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. Махачкала. 2013. 22 с.
[8] Скворцов А.А. Педагогические условия дистанционного обучения обучаемого в наукоемкой образовательной среде: Дисс. канд. пед. наук. Тамбов. 2015. 240 с.
[9] Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. М.. 2019. 27 с.
[10] Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: Автореф. дисс. ...докт. пед. наук. М. 2009. 49 с.
[11] Гущин А.В. Методология системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования: Автореф. дисс. ...докт. пед. наук. Нижний Новгород. 2015. 50 с.
[12] Манович Л. Культурный софт // CultLook [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cultlook.org/lm_cultu- ral_software
[13] Корнев М. «Новые медиа» и «гуманитарное»: пересечение терминов и понятий // Новые медиа в гуманитарном образовании: электронный сборник статей к научно-практической конференции / под ред. М.С. Корнева. М., 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/118076276 и др.