Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты информационной среды в дошкольном образовании
1.1 Роль информационной среды в дошкольном образовании
1.2 Правовая охрана информации. защита информации
1.3 Нормативно-правовые аспекты информатизации образовательных организаций дошкольного образования
ГЛАВА 2. Анализ цифровизации в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Знакомство с особенностями работы ДОУ
2.2 Анализ цифровых электронных образовательных ресурсов, применяемых в ДОУ
2.3 Использование компьютерных игр в дошкольном образовательном учреждении
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время у многих учащихся мотивация изучения информатики снижается, у некоторых учащихся компьютеры есть дома, есть доступ к сети Интернет и возможность использовать практически любые программы, любые интернет-ресурсы, и изучение предмета в группе, объяснение преподавателя, применение учебника дошкольникам (как и их родителям) зачастую кажется скучным, лишним.
Таким образом, применение ИСО в образовательном процессе превращает обычную лекцию в интерактивный урок, целью которого является развитие самостоятельности, активности, формирование коммуникативных навыков, побуждение к саморазвитию, развитие мышления, и в итоге, активизация познавательной, мыслительной деятельности учащихся. Также требует применения нормативно-правового регулирования и знания основ закона.
Практическая значимость работы проявляется в том, что в работе исследованы преимущества применения мультимедийной и интерактивной техники, которые выступают в качестве средств обучения, которые позволяют применять мультимедийные учебные презентации и интерактивные учебные пособия для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний по информатике. Разработан комплекс интерактивных средств на основе применения проектора, персонального компьютера, программного обеспечения ПК, приведен материал урока с применением компьютерной презентации.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность этой научной задачи в общем выявили выбор темы данного исследования.
Целью данной работы является исследование нормативно-правовых аспектов информатизации образовательных организаций дошкольного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решит следующие задачи:
Объект исследования организация дошкольного образования.
Предмет исследования: информатизация образовательных организаций дошкольного образования
Новизна исследования заключается в том, что рассмотрение компьютерной, мультимедийной техники в качестве интерактивных средств обучения информатике в учебном заведении, обоснование ее использования для повышения качества образования, в разработке учебного материала для проведения уроков информатики на основе использования компьютерных и мультимедийных средств обучения, а также взаимосвязь ее с нормативно-правовым регулированием.
Методы исследования. Характер рассматриваемых вопросов определил применение комплекса взаимодополняющих методов исследования: теоретических и эмпирических. Теоретические методы: изучение и анализ литературы, интернет ресурсов. Эмпирические методы: на базе периодических изданий, так и в электронных публикациях Интернета.
Метод обобщения: сделаны выводы по результатам работы в целом.
Работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты информационной среды в дошкольном образовании
1.1 Роль информационной среды в дошкольном образовании
Информатизация (англ. Informatization) - политика и процессы, которые направлены на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.
Реалии современного информационного общества предъявляют особые требования к организации образовательного процесса ДОУ, который должен удовлетворять социальный заказ и соответствовать по своей технической оснащенности привычным для современных дошкольников способам получения и обработки информации.
В данное время проявлен научный интерес к проблематике информатизации в ДОУ.
Технологизация распространилась на все уровни образования России и настоятельно требует формирования единой образовательной информационной среды. Дальнейшая компьютеризация образования является естественным следствием глобальной информатизации и острой необходимости встраивания в единое мировое информационное образовательное пространство. Подключение к глобальной сети, разработка и внедрение технологий обучения на всех уровнях образования, создание образовательных информационных ресурсов, внедрение информационной системы мониторинга, анализа и управления образовательными учреждениями позволяет ускорить переход системы образования на качественно новый содержательный и технологический уровень.
Виртуальное пространство или информационная образовательная среда ДОУ строится на базе информационных ресурсов локальных сетей ДОУ, его структурных подразделений, филиалов, предметных виртуальных сред, которые включают «Moodle» по дисциплинам учебных программ специальностей и направлений подготовки и должны обладать максимально быстрым и устойчивым доступом к глобальной сети.
Пользователями виртуального пространства ДОУ являются: администрация, профессорско-преподавательский состав, дошкольники и их родители. Виртуальное образовательное пространство по дисциплинам программ подготовки рассчитано преимущественно на преподавателей и дошкольников.
Сегодня информационная среда ДОУ решает следующие основные задачи: комплексная автоматизация организационных и управленческих процессов ДОУ; создание и использование информационно-обучающей среды (ИОС), обеспечивающей традиционное обучение в гетерогенных группах, образование с технологиями обучения; информационная поддержка научных исследований; осуществление коммуникации; профориентация; промотирование ДОУ; саморазвитие и самообразование дошкольников и сотрудников.
Виртуальное информационное пространство ДОУ следует использовать для образовательной деятельности дошкольников всех специальностей и форм обучения, научной работы, информационного поиска. По последним статистическим данным, современные дошкольники проводят в интернете более 4 часов в сутки, находясь виртуальной среде, которая стала неотъемлемой частью их образа жизни. Проникновение современных информационных технологий, компьютерных игр и всемирной паутины, сформировали новые понятия: «виртуальное пространство», «киберпространство» и «виртуальная реальность», которые прочно обосновались в научном языке и повседневной речи.
Дефиниция «личностное виртуальное образовательное пространство» определяет информационное образовательное пространство, доступ к которому субъекту предоставляет ДОУ, и которое он использует посредством IT устройств. Контент виртуального образовательного пространств состоит из текстовых и графических файлов, интерактивных программ, мультимедиа, доступа к всемирной паутине. Входя в данное пространство, субъект получает возможность свободного доступа в образовательный контент, и, кроме того, он может пополнять его самостоятельно. Виртуальное образовательное пространство предоставляет уникальную возможность доступа к образовательным ресурсам не только конкретного ДОУ, но и глобальной сети; возможность селективного виртуального общения его пользователей; возможность выразить свою точку зрения и узнать отношение к ней других на форумах; обсудить любую тему учебной дисциплины, задать вопросы и получить на них разъяснения у профессорско-преподавательского состава и администрации ДОУ. Виртуальная среда ДОУ позволяет получить автономность в образовательном процессе, нивелировать формализм в общении, создать личностную зону комфорта и творчески самореализоваться.
Использование современных IT устройств создало социальные и психологические явления, новые формы коммуникации. На самом деле, личность, которая использует IT устройства, может испытывать эффект «включенности», который в свою очередь вызывает ощущение реальности виртуальной среды, как естественной, а неопосредствованной, что особенно важно для образовательной деятельности.
Самоощущения личности во время различной деятельности в интернете, эффекты взаимодействия человека с виртуальной средой, активизировали исследования феномена, который называют эффектом «Presence» или эффектом «присутствия».
Понятие эффекта «Presence» определяется как сложное психосоциальное явление, которое наблюдается при взаимодействии человека с некой реальностью, отличающейся от объективной реальности его существования. В научной литературе данную реальность называют «дополнительной реальностью», «реальностью присутствия» или «опосредованной реальностью». Дополнительной реальностью является виртуальная реальность, которая была создана с помощью информационных технологий.
Если традиционное обучение осуществлялось в учебных заведениях под руководством преподавателей и было ограничено, как правило, рамками ДОУ, то с внедрением новых педагогических технологий и использованием IT устройств появилась возможность реализовать концепцию непрерывного образования и акцентировать этот процесс на саморазвитие личности обучающегося.
Процесс информатизации и использования информационно-коммуникационных технологий для обучения дошкольников - одно из ключевых направлений повышения профессиональной компетенции преподавателей. Процессы использования интерактивных средств обучения широко освещаются в публикациях, на интернет порталах, таких как «Современный мультимедийный урок», «Интерактивная доска для начинающих и не только…» и других.
Основная форма организации обучения в учебном заведении по-прежнему - урок, а такие средства обучения, как мел и доска, отходят на второй план. Это необходимо учитывать при разработке и использовании средств обучения для системы основного общего образования. Обучение дошкольников большинству учебных предметов в рамках урочной системы идет в специальных кабинетах.