Введение
Глава 1. Общая характеристика малого бизнеса
1.1. Субъекты малого предпринимательства
1.2. Формирование малого бизнеса за рубежом
1.3. Малые предприятия в условиях конкуренции
Глава 2. Малое предпринимательство и его роль в обществе
Глава 3. Проблемы и перспектива развития малого бизнеса
3.1. Общая характеристика предпринимательской идеи
3.2. Анализ рынка и конкуренции (на примере предприятия)
Заключение
Список литературы
Малое предпринимательство – одна из наиболее эффективных и широко распространенных во всем мире форм экономической активности. На долю малых предприятий приходится в развитых странах до 60% валового национального продукта, и свыше 50% занятых в народном хозяйстве. Однако важная роль малого бизнеса определяется не только этим. Малые и средние предприятия сдерживают монополистические тенденции в экономике, обеспечивают ускорение научно-технического прогресса, способствуют структурной перестройке экономики. Малые и средние предприятия в развитых странах характеризуются высокой производительностью труда и по некоторым другим показателям эффективности превосходят крупные предприятия.
Уровень развития малого предпринимательства в современной российской экономике значительно ниже, чем в развитых странах, и лишь по некоторым показателям он приближается к уровню США, стран ЕС и Японии.
Однако число российских малых предприятий растет достаточно высокими темпами (3,5-4% в год), а в некоторые годы показатели роста производства на малых предприятиях были выше, чем в целом по стране. Несмотря на то, что в структуре малого предпринимательства происходят определенные изменения в направлении увеличения доли торговли и общественного питания, промышленность же и другие отрасли реального сектора экономики сохраняют свои прежние позиции.
Говоря о роли малых предприятий в экономике России, следует отметить, что многие организации, получившие статус широкоизвестных фирм в сфере услуг и информационного обслуживания, такие как «Консультант-Плюс» и «Лаборатория Касперского», начинали свою деятельность именно как малые предприятия.
Российский малый бизнес, поставленный в сложные условия вследствие ограниченного доступа к кредитам банков и скудности средств в региональных фондах поддержки предпринимательства демонстрирует, тем не менее, высокую институциональную стойкость. Он проявляет необычайную активность в поиске средств для продолжения своего дела и новых сфер деятельности. Имеется множество фактов, свидетельствующих о большом экономическом и организационном потенциале малого предпринимательства.
Следует отметить, что в период экономических реформ, по меньшей мере, в течение одного десятилетия после начала либерализации цен и приватизации государственной собственности, экономическая безопасность России находилась под угрозой. Этот факт не остался незамеченным исследователями. В теории были сформулированы критерии экономической безопасности и, соответственно, предлагались пути ее обеспечения. Однако малый бизнес как фактор ее обеспечения фактически не стал предметом исследования. Вместе с тем и в настоящее время эффективность государственной поддержки малого бизнеса остается недостаточной. До сих пор существует немало финансовых, бюрократических, организационных и т.п. преград, препятствующих функционированию существующих и увеличению вновь создаваемых предприятий малого бизнеса.
Теоретические разработки, посвященные современной системе оценки и регулирования деятельности малого бизнеса, не в полной мере учитывают возможности системного подхода к повышению эффективности функционирования малого предпринимательства. При использовании зарубежного опыта не учитывается российская специфика, инновационный потенциал, что в свою очередь затрудняет адаптацию российского малого бизнеса в глобальные процессы интеграции и повышения конкурентоспособности.
Теоретические, методологические и методические вопросы совершенствование механизма регулирования и повышения эффективности функционирования малого предпринимательства приобрели особую актуальность в настоящее время.
Степень разработанности темы. Основы теории предпринимательства были заложены в трудах Р. Кантильона, Ж.-Б.Сэя, А. Смита. Дальнейшее развитие теория предпринимательства получила в работах А. Хизрича, Ф. Хайека, Й. Шумпетера и других ученых.
До определенного момента в силу недостаточно широкого распространения самого явления в качестве одной из форм предпринимательской деятельности малое предпринимательство изучалось лишь поверхностно. В трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса можно найти упоминание о некоторых особенностях развития малого предпринимательства, но нет специально посвященного ему исследования.
Появление большого числа государственных программ поддержки предпринимательства в послевоенные годы обусловили активизацию интереса к данной проблеме среди зарубежных ученых. Ее изучением занимались Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, Я. Мейтланд и некоторые другие исследователи.
Изучению проблемы совершенствования развития малого предпринимательства посвящены научные работы таких зарубежных ученых, как М. Бейтмэна, Д. Бобева, Ж. Бодо, Г. Брауна, В. Грулера, А. Земплинеровой, Р. Кантильон, К. Мерфи, Д. Одрича, Н. Сирополиса, А. Смит, Д. Смолбоуна, Д. Стори, Ж.Б. Сэй, К. Тодорова И. Шумпетер, П. Друкер, Ф. Хайек, М. Вебер и др.
В отечественной науке большой вклад в исследование проблемы был внесен российскими учеными, среди значимых работ следует выделить труды А. Авиловой, Т. Алимовой, В. Афанасьева, А. Блинова, Н. Брагина, Р. Братиной, Н. Вахтиной, А. Виленского, Л. Гаранькиной, Г. Данишевской, Т. Долгопятовой, Э. Дунаева, Н. Зяблюка, Б. Ичитовкина, Ю. Кочеврина, А. Крутика, М. Лапусты, А. Лившица, В. Меньшова, А.Орлова, Н. Пилипенко, Е. Татарского, В. Шахового, А Шулуса и др.
Анализ литературы и методических материалов показал, что многие проблемы, касающиеся совершенствования механизма повышения эффективности малого предпринимательства не нашли решения в экономической науке, проведенные ранее исследования не в полной мере раскрывают влияние факторов внутреннего и внешнего влияния.
В данной работе будет рассмотрен ряд указанных проблем.
Глава 1. Общая характеристика малого бизнеса.
1.1. Субъекты малого предпринимательства
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) всегда являлась одним из важнейших предметов экономической науки, поскольку именно предприниматель является главным действующим лицом рыночного хозяйства.
Мотивация осуществления предпринимательской деятельности может быть различна, однако можно выделить три основных предпринимательских мотива. Первый мотив - радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел. Второй мотив - жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником и с самим собой. Третий мотив - потребность в господстве, власти, влиянии, которая материализуется в накоплении предпринимателями материальных благ. Для многих российских предпринимателей такая мотивация осуществления предпринимательской деятельности трансформируется в элементарную необходимость обеспечивать себя и свою семью жизненно важными предметами потребления.
Таблица 1
Основные мотивации занятия предпринимательством
1
|
Радость творчества
|
2
|
Стремление к успеху
|
3
|
Потребность в господстве, власти
|
4
|
Необходимость обеспечивать себя и семью предметами потребления
|
Предпринимательские способности - это наиболее сложная для восприятия и, как, следствие, наименее анализируемая часть ресурсов человека, это специальные способности, определяющие возможности человека успешно заниматься предпринимательской деятельностью.
Предпринимательские способности можно считать особым видом человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех основных факторов производства.
У предпринимателя должно сочетаться большое количество общих и специальных способностей. Он должен быть энергичным, решительным, сообразительным, инициативным, хозяйственным, гибким, отличаться быстротой ума, обладать самостоятельностью мышления и многим другим.
Предпринимательские способности могут включать: инициативу по соединению различных ресурсов для производства какого-либо товара или услуги; принятие неординарных решений по управлению производством; внедрение инноваций, путем совершенствования производства или радикальных изменений производственных процессов для производства новой продукции; принятие ответственности за все экономические риски, связанные с изменениями производства[1].
[1] Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий// Мир России. 2011. - №2. - С. 26.