Курсовая работа|Экономическая теория

Малый бизнес его роль в экономике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 40

Введение

Глава 1.  Общая характеристика малого бизнеса

1.1.  Субъекты малого предпринимательства

1.2. Формирование малого бизнеса за рубежом

1.3. Малые предприятия в условиях конкуренции

Глава 2. Малое предпринимательство и его роль в обществе

Глава 3. Проблемы и перспектива развития малого бизнеса

3.1. Общая характеристика предпринимательской идеи

3.2. Анализ рынка и конкуренции (на примере предприятия)

Заключение

Список литературы

Малое предпринимательство – одна из наиболее эффективных и широко распро­страненных во всем мире форм экономической активности. На долю ма­лых предпри­ятий приходится в развитых странах до 60% валового националь­ного продукта, и свыше 50% занятых в народном хозяйстве. Однако важная роль малого бизнеса опре­деляется не только этим. Малые и средние предпри­ятия сдерживают монополистиче­ские тенденции в экономике, обеспечивают ускорение научно-технического прогресса, способствуют структурной пере­стройке экономики. Малые и средние предприятия в развитых странах характе­ризуются высокой производительностью труда и по некото­рым другим показа­телям эффективности превосходят крупные предприятия.

Уровень развития малого предпринимательства в современной россий­ской эко­номике значительно ниже, чем в развитых странах, и лишь по некото­рым показателям он приближается к уровню США, стран ЕС и Японии.

Однако число российских малых предприятий растет достаточно высо­кими тем­пами (3,5-4% в год), а в некоторые годы показатели роста производ­ства на малых предприятиях были выше, чем в целом по стране. Несмотря на то, что в структуре ма­лого предпринимательства происходят определенные из­менения в направлении увели­чения доли торговли и общественного питания, промышленность же и другие отрасли реального сектора экономики сохраняют свои прежние позиции.

Говоря о роли малых предприятий в экономике России, следует отметить, что многие организации, получившие статус широкоизвестных фирм в сфере услуг и ин­формационного обслуживания, такие как «Консультант-Плюс» и «Лаборатория Кас­перского», начинали свою деятельность именно как малые предприятия.

Российский малый бизнес, поставленный в сложные условия вследствие ограни­ченного доступа к кредитам банков и скудности средств в региональных фондах под­держки предпринимательства демонстрирует, тем не менее, высо­кую институциональ­ную стойкость. Он проявляет необычайную активность в поиске средств для продол­жения своего дела и новых сфер деятельности. Име­ется множество фактов, свидетель­ствующих о большом экономическом и орга­низационном потенциале малого предпри­нимательства.

Следует отметить, что в период экономических реформ, по меньшей мере, в те­чение одного десятилетия после начала либерализации цен и привати­зации государст­венной собственности, экономическая безопасность России на­ходилась под угрозой. Этот факт не остался незамеченным исследователями. В теории были сформулированы критерии экономической безопасности и, соот­ветственно, предлагались пути ее обес­печения. Однако малый бизнес как фак­тор ее обеспечения фактически не стал предме­том исследования. Вместе с тем и в настоящее время эффективность государственной поддержки малого бизнеса остается недостаточной. До сих пор существует немало фи­нансовых, бюрокра­тических, организационных и т.п. преград, препятствующих функ­ционирова­нию существующих и увеличению вновь создаваемых предприятий малого бизнеса.

Теоретические разработки, посвященные современной системе оценки и регули­рования деятельности малого бизнеса, не в полной мере учитывают воз­можности сис­темного подхода к повышению эффективности функционирова­ния малого предприни­мательства. При использовании зарубежного опыта не учитывается российская специ­фика, инновационный потенциал, что в свою очередь затрудняет адаптацию россий­ского малого бизнеса в глобальные про­цессы интеграции и повышения конкуренто­способности.

Теоретические, методологические и методические вопросы совершенст­вование механизма регулирования и повышения эффективности функциониро­вания малого предпринимательства приобрели особую актуальность в настоя­щее время.

Степень разработанности темы. Основы теории предпринимательства были за­ложены в трудах Р. Кантильона, Ж.-Б.Сэя, А. Смита. Дальнейшее разви­тие теория пред­принимательства получила в работах А. Хизрича, Ф. Хайека, Й. Шумпетера и других ученых.

До определенного момента в силу недостаточно широкого распростране­ния са­мого явления в качестве одной из форм предпринимательской деятельно­сти малое предпринимательство изучалось лишь поверхностно. В трудах клас­сиков экономиче­ской теории А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса можно найти упоминание о некоторых особенностях развития малого предпринимательства, но нет специально посвященного ему исследования.

Появление большого числа государственных программ поддержки пред­прини­мательства в послевоенные годы обусловили активизацию интереса к данной проблеме среди зарубежных ученых. Ее изучением занимались Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, Я. Мейтланд и некоторые другие исследователи.

Изучению проблемы совершенствования развития малого предпринима­тельства посвящены научные работы таких зарубежных ученых, как М. Бейт­мэна, Д. Бобева, Ж. Бодо, Г. Брауна, В. Грулера, А. Земплинеровой, Р. Кан­тильон, К. Мерфи, Д. Одрича, Н. Сирополиса, А. Смит, Д. Смолбоуна, Д. Стори, Ж.Б. Сэй, К. Тодорова И. Шумпетер, П. Друкер, Ф. Хайек, М. Вебер и др.

В отечественной науке большой вклад в исследование проблемы был внесен российскими учеными, среди значимых работ следует выделить труды А. Авиловой, Т. Алимовой, В. Афанасьева, А. Блинова, Н. Брагина, Р. Братиной, Н. Вахтиной, А. Ви­ленского, Л. Гаранькиной, Г. Данишевской, Т. Долгопято­вой, Э. Дунаева, Н. Зяблюка, Б. Ичитовкина, Ю. Кочеврина, А. Крутика, М. Ла­пусты, А. Лившица, В. Меньшова, А.Орлова, Н. Пилипенко, Е. Татарского, В. Шахового, А Шулуса и др.

Анализ литературы и методических материалов показал, что многие про­блемы, касающиеся совершенствования механизма повышения эффективности малого пред­принимательства не нашли решения в экономической науке, прове­денные ранее иссле­дования не в полной мере раскрывают влияние факторов внутреннего и внешнего влияния.

В данной работе будет рассмотрен ряд указанных проблем.

 

      Глава 1.  Общая характеристика малого бизнеса.

                1.1.  Субъекты малого предпринимательства

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) всегда явля­лась од­ним из важнейших предметов экономической науки, поскольку именно предпринима­тель является главным действующим лицом рыночного хозяйства.

Мотивация осуществления предпринимательской деятельности может быть раз­лична, однако можно выделить три основных предпринимательских мотива. Первый мотив - радость творчества, которую дает самостоятельное ве­дение дел. Второй мотив - жажда победы, стремление к успеху в борьбе с со­перником и с самим собой. Третий мотив - потребность в господстве, власти, влиянии, которая материализуется в накоп­лении предпринимателями матери­альных благ. Для многих российских предпринима­телей такая мотивация осу­ществления предпринимательской деятельности трансфор­мируется в элемен­тарную необходимость обеспечивать себя и свою семью жизненно важными предметами потребления.

Таблица 1

                            Основные мотивации занятия предпринимательством

1

Радость творчества

2

Стремление к успеху

3

Потребность в господстве, власти

4

Необходимость обеспечивать себя и семью предметами потребления

Предпринимательские способности - это наиболее сложная для воспри­ятия и, как, следствие, наименее анализируемая часть ресурсов человека, это специальные способности, определяющие возможности человека успешно за­ниматься предприни­мательской деятельностью.

Предпринимательские способности можно считать особым видом чело­веческого капитала, представленного деятельностью по координации и комби­нированию всех основных факторов производства.

У предпринимателя должно сочетаться большое количество общих и специаль­ных способностей. Он должен быть энергичным, решительным, сооб­разительным, инициативным, хозяйственным, гибким, отличаться быстротой ума, обладать само­стоятельностью мышления и многим другим.

Предпринимательские способности могут включать: инициативу по соединению различных ресурсов для производства ка­кого-либо то­вара или услуги; принятие неординарных решений по управлению производством; внедрение инноваций, путем совершенствования производства или ради­кальных изменений производственных процессов для производства новой продукции; принятие ответственности за все экономические риски, связанные с измене­ниями производства[1].

[1] Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий// Мир России. 2011. - №2. - С. 26.

  1. Абрамян И.А. Формирование социально ответственного бизнеса в современной России: проблема социального управления процессом. – М., 2007.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория – Новосибирск, Лада, 2000
  3. Капелюк З.А., Лычагин М.В. Формы хозяйствования в сфере обращения потребительских товаров: становление и развитие. Учеб. Пособие. - Новосибирск: СКАПК, 1996.
  4. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2005.
  5. Лычагин М. В. Финансовая экономика. Курс лекций для магистрантов. - Новосибирск: НГУ, 2008.
  6. Нещадин А.А. и др. Бизнес и общество: выгодное партнерство. – М., 2006.
  7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2006 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2006 г. N 454-ст).
  8. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

9.     Путин В.В. Нам нужна новая экономика //Ведомости от 30.01.2012.

  1. Современная экономика // Под ред. Мамедова О. Ю. – Ростов н/Д, Феникс, 2005.
  2. Титова Л.Г. Политические процессы в современной России: особенности функционирования и тенденции развития. – М., 2007.
  3. Тульчинский Г.Л. Бизнес и власть: коммуникации и партнерство. – СПб., 2006.
  4. Финансовые инновации: Методы изучения: В 2 т. Т. I / М.В. Лычагин, Л.Б. Меламед, В.И. Суслов и др. Отв. ред. М.В. Лычагин, Л.Б. Меламед, В.И. Суслов. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2008.
  5. Цветкова Б.Л. Социальная ответственность бизнеса в современных российских условиях. – Н. Новгород, 2004.
  6. Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий// Мир России. 2011. - № 2.
  7. Entrepreneurship. A Candidate's Guide. Creating Good Jobs in Your Community. August USA: National Commission on Entrepreneurship.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское